Описание: |
Теплота, лирическая тональность и удивительная гармония отличает мозаики киотов "Св. князь Александр Невский" и "Воскресение Христа", выполненные по оригиналам М.В.Нестерова. Тема Воскресения Спасителя как отражение ассоциативной связи с судьбой Александра II в убранстве храма повторяется дважды, и дважды исполняется Нестеровым.
Композиция мозаик киотов построена на сопоставлении вертикальных линий. На фоне мерцающего золотом проема гробницы фронтально предстает воскресший Господь с высоко поднятым крестом как знамением победы над смертью. По своей стилистике это переходная работа. Некоторая театральность позы Христа - наследие академической школы. Колорит образа излишне светел, однако великолепный рисунок смягчает шероховатости колористического решения, созвучного стилистике модерна.
Более удачна в плане цветового решения мозаика "Св. князь Александр Невский". Благоверный князь представлен молящимся в домовой церкви, во власти своих дум, отрешенным от всего земного. Слева в окне виден северный пейзаж: золотой закат, главка церкви. Колорит придает образу национально-лирический настрой и этим заметно отличает его от других работ.
Безукоризненна цветовая гамма мозаики, великолепно передан блеск доспехов и оружия князя, тепло горящей в его руках свечи.
Одаренность Нестерова несомненна. Однако творческая манера художника не всегда учитывала специфику исполнения оригинала в технике мозаики, и это лишает некоторые работы мастера выразительности.
То, что в оформлении храма Воскресения Христова участвовали более 30 художников, предопределило разные стили художественного решения его убранства. Не все живописцы сумели учесть специфику воплощения своих эскизов в технике мозаики. Однако выразительность материала и высокий профессионализм мозаичистов Фролова сумели объединить разнохарактерные произведения в единый ансамбль.
Мозаика "Святой благоверный князь Александр Невский" набрана по эскизу Н.В. Нестерова в мозаичном отделении Академии Художеств и расположена в Северном киоте собора Воскресения Христова (Спаса-на-Крови) - месте для наиболее почитаемых икон.
Северный киот выполнен мастерами Екатеринбургской гравильной и Колыванской шлифовальной фабрик из розового родонита, коргонского порфира, ревневской, орской и аушкульской яшм. |
|