Описание: |
Малахитовый зал Эрмитажа (Зимнего дворца) отделан по проекту архитектора А.П. Брюллова в 1839 году. Все колонны, пилястры и камины зала облицованы уральским малахитом. Обработка камня велась на Петергофской гранильной фабрике. Бронзовые базы и капители колонн и пилястр, резные деревянные двери, рамы зеркал, лепка сложного орнамента, покрывающая потолок, - все это вызолочено червонным золотом. Сочетание интенсивных зеленых тонов малахита с золотом определяет парадное звучание интерьера.
Малахитовый зал Эрмитажа интересен не только как памятник русской архитектуры и камнерезного мастерства. Он связан с историческими днями 1917 года. С июля 1917года в нем проходили заседания кабинета министров Временного правительства. В ночь с 25-го на 26-е октября (7-8 ноября) 1917 года революционные рабочие , солдаты и матросы штурмом овладели Зимним дворцом, прошли через малахитовый зал и в соседнем с ним помещении Малой столовой арестовали членов контрреволюционного Временного правительства.
Зарождением паркета мир обязан готической Европе, где в тот период (в конце 13 — начале 14 столетий) в домах вельможной знати полы стали выстилаться оригинально подобранными дощечками из различных пород деревьев, которые формировали невообразимо красивые на то время напольные покрытия в форме рисунков и орнаментов.
К завершению 18 столетия художественный паркет стал особо ценным и высокохудожественным. Толчок к развитию паркетного ремесла вообще и художественного паркета в частности на Руси был дан в период возведения Санкт-Петербургских дворцов. В ту пору появились новые методы укладки, которые стремительно совершенствовались и развивались. Те времена стали периодом Золотого века художественного паркета в России. На тот срок русские паркетчики начали осваивать новые сорта древесины для паркета, перейдя с груши, самшита, ясеня, бука, дуба и чинары на привозные, экзотические виды деревьев. Из русских деревьев для паркета годилась древесина берёзы, сосны и дуба. Произведенные из них паркетные полы отличались стойкостью к износу и истиранию поверхности.
В целом мастера могли использовать в работе свыше 50 пород древесины.
Петр Великий, закрыв Оружейную палату в г. Москва (в 1711 году, мастерские при ней, которые занимались художественной резьбой по дереву) перевел всех умельцев на работы в С.-Петербург — для изготовления полов в строящиеся дворцовые комплексы. Умельцы научились настилать на полы «ковры из дерева», гармонировавшие по своей композиционной наполненности с потолочной росписью. Техника укладки паркета состояла преимущественно в изготовлении и наборе щитов, выкладываемых на решетку из прочных и хорошо высушенных брусьев. Этот исторический метод и стал впоследствии популярной современной технологией производства и настилания паркета.
В настоящее время в этом зале Эрмитажа выставлены изделия из малахита работы русских мастеров первой половины XIX в |
|