Петербург фото. Банк фотографий Санкт-Петербурга
   На главную / Поиск / Шпиль Петропавловского собора на реставрации

Шпиль Петропавловского собора на реставрации


Шпиль Петропавловского собора на реставрации


    

Шпиль Петропавловского собора на реставрации
Описание:
Петропавловская крепость - первая постройка Санкт-Петербурга.
День начала строительства крепости Санкт-Питер-Бурх (позднее названная Петропавловской крепостью) 16(27) мая 1703 считается датой основания города.
По указу Петра I Петропавловский собор начали строить с колокольни. Во-первых, она была необходима как смотровая площадка, откуда бы можно было увидеть приближение неприятеля. Во-вторых, трёхъярусная колокольня Петропавловского собора высотой 122,5 метра, увенчанная золочёным шпилем с фигурой летящего ангела, утверждала возвращение приневских земель России.
Петропавловский собор построен по совершенно новым для России того времени принципам. От фундамента до шпиля с флюгером на его архитектурном решении сказалось влияние западных традиций. Стены гораздо менее толстые чем у традиционных русских храмов, большие окна, высокие узкие столбы (пилоны), только один купол (вместо обычного пятиглавия). Этот собор был примером при строительстве других церквей до середины XVIII века. Далее по указу Синода храмы снова стали строиться пятиглавыми.
В июне 1712 года архитектору Доменико Трезини было поручено возвести в Санкт-Петербурге новый большой каменный храм Святых Павла и Петра, соответствующий статусу новой столицы государства Российского. Его стены стали возводить прямо вокруг старой деревянной церкви, стоявшей со времен закладки крепости.
В конце мая 1714 года проведена церковная служба освящения будущего храма. В 1733 году работы были завершены. Конструктором первого шпиля был голландский мастер Герман фон Болес. Первый флюгер не был похож на современного. Ангел держался руками за осевой шток с поворотным механизмом. В целом вся высота колокольни со шпилем была 112 м.

В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль ударила молния, горящим он упал на крышу собора. Колокольня была полностью утрачена, выгорели все деревянные конструкции крыши, разбит портик при входе, в пожаре расплавились колокола курантов.
В 1777 году во время урагана водруженный на заново отстроенную колокольню ангел - флюгер вновь поврежден.
По рисунку зодчего А. Ринальди было изготовлено и установлено новое изображение ангела, несколько меньше поврежденного (высота ангела - 3.2 метра, размах крыльев - 3.8 метра, высота креста - 6.4 метра). Фигура ангела свободно вращается, подобно флюгеру. На шпиле в 1778 году был установлен громоотвод.
Во время сильного урагана в 1830 году - ангел с крестом на шпиле накренился и угрожал падением. Помочь делу вызвался работавший тогда в Петербурге ярославский кровельщик Петр Телушкин. Он предложил исправить повреждения без сооружения лесов и просил оплатить лишь расходы на материалы, нужные ему для работы. Телушкин обладал необычайной отвагой и силой. При помощи простой веревки он взобрался на вершину шпиля и за несколько дней отремонтировал флюгер. Подвиг Телушкина вошёл в историю отечественной техники как выдающийся образец русской смекалки и отваги.

В середине XIX века появилась необходимость реставрировать шпиль Петропавловского собора. В организованном конкурсе победил инженер Журавский. Он оказался единственным, кто математически расчитал конструкцию сооружения. Новый шпиль создан в 1857-1858 годах века. Каркас шпиля был изготовлен на Воткинском железоделательном заводе. Листы покрывающие его на Урале, на Нивьянском заводе. Шпиль изготовлен из металлического каркаса, обшитого медными позолоченными листами. Высота его составила 47 метров, вес - 56 тонн. Внутри находится лестница на 2/3 высоты, далее - выход наружу, к окончанию шпиля ведут скобы. Общая высота здания с крестом и фигурой ангела составила 122,5 метра. Это до сих пор самое высокое архитектурное сооружение в Санкт-Петербурге. Конструкция расчитана на колебания в горизонтальной плоскости до 90 сантиметров. Из-за вращения Земли она качается постоянно, однако за всё время шпиль сместился в сторону всего на 3 сантиметра. Заменили фигуру ангела, фигура незначительно изменила свой облик, именно в созданном тогда виде можно видеть ангела по сей день. При замене конструкций шпиля реконструируют и куранты. К часам добавляется минутная стрелка, куранты перенастраиваются на игру двух мелодий ("Коль славен наш Господь" и "Боже царя храни").

В 2002 году - Три дня понадобилось реставраторам, чтобы снять медные позолоченные листы, закрепленные на стальном каркасе фигуры. На земле обшивку отреставрировали и заново позолотили.
Ключевые слова: Петропавловка, Петропавловсая, шпиль, реставрация
Дата: 2009.06.06 22:42
Просмотров: 68350
Скачиваний: 5
Оценка: 0.00 (0 Голосов)
Размер файла: 62.3 KB
Профессиональная фотосъемка интерьеров, предметная фотосъемка   Следующее изображение:
Мадонна с младенцем. Андреа Вероккьо (школа).



Автор:
Комментарий:
Реставрация
Гость
Ангел-хранитель!

Он прилетит к тебе рейсами поздними,
Время, когда небо дышит лишь звездами,
Губы согреет губами влюбленными,
Нежно посмотрит глазами чуть сонными…
Голосом тихим, как ветры весенние,
Мыслям твоим он подарит спасение.
В сердце вернет все мечты и желания,
Самые главные, самые тайные,
Крепко обнимет тебя между прочим,
Просто за то, что ты есть этой ночью.
Крылья свои он положит на полку,
Просто от них без тебя мало толку.
Скажет, что ты - в жизни самое важное,
Все остальное - лишь замки бумажные,
Что догорают в замерзшем раю…
Тихо прошепчет лишь слово "Люблю"…
Будешь всю ночь с ним гулять в облаках,
Робко тонуть в его сильных руках.
Он прочитает все чувства твои…
Ангел-хранитель, Хранитель Любви...
2010.03.28 01:27  
Ивинов Михаил
Гость
шпиль

Шпиль Петропавловского собора в 1857-1858 годах был изготовлен на Воткинском заводе под руководством инжинера Д. Журомского доставлен в Санкт-Петербург и установлен его мастерами, а не на Невьянском заводе.
Один из мастеров Григорий Иванов наш прадед.
2010.08.28 10:46  
Незнакомка
Гость
=)

Хочу сказать большое спасибо за интересный материал! Это именно то, что мне было нужно! Ни на одном другом сайте я не нашла ничего подобного. С удовольствием буду посещать этот сайт. Ещё раз спасибо!
2011.03.15 20:24  
Бобылева Ольга
Гость
шпиль

Уважаемый автор, выкладывайте, пожалуйста, на сайт только проверенную информацию. Не вводите людей в заблуждение!

"Изготовить немедля на Воткинском заводе!" - так сказал император Александр II, когда принималось решение о том, где изготовлять каркас шпиля собора Петропавловской крепости: в России или за рубежом.
За 20 лет до того, еще цесаревичем, Александр II побывал на Воткинском заводе и остался доволен его оснащением и мастерством рабочих. В 1857 году, когда окончательно обветшал деревянный шпиль на главном соборе столицы, император вспомнил о воткинских умельцах.
Между заводом и Петербургом была достигнута договоренность: изготовить металл летом 1857 года, для того чтобы, как писали в донесениях, "была возможность отправить железо в нынешнее судоходство...".


Рождение шпиля: Воткинск

Производство 2600 пудов металла за четыре месяца было делом трудноосуществимым. Хотя горный начальник Воткинского завода Александр Андреевич Иосса принимал всевозможные меры для успешного выполнения заказа, а рабочие не прекращали работу днем и ночью и даже в христианские праздники, стало ясно, что сроки не будут выдержаны. Одна из причин этого была связана с крупными размерами железа, которые создавали настолько сильное сопротивление, что машины, не выдерживая напора, ломались.
Для шпиля требовалось изготовить несколько тысяч штук уголковых балок. Дело для завода не новое, да вот размеры их были уж очень велики. Не было на российском производстве прокатного стана, который мог бы "потянуть" такую нагрузку. Изготовили новый стан - великан по сравнению с остальными. Время затратили, а на первой же партии шестеренки оборудования разлетелись на части. Однако Журавский, прибывший на завод, был спокоен. Он ходил и подсмеивался над своими запаниковавшими помощниками: "При таком-то главнокомандующем, хладнокровном, невозмутимом, во всеоружии знания, дело не может быть проиграно!", - говорил Дмитрий Иванович, имея в виду горного начальника Иоссу. И не ошибся: тот нашел спасительный выход из, казалось бы, безнадежного положения. По предложению А.А. Иоссы, добавили меди в чугун, из которого ковали шестерни. И они выдержали! Теперь дело пошло веселее.
Однако проблема сроков выполнения заказа осталась, и завод отправляет прошение правительству с просьбой их пересмотреть. Согласие было получено. К 1 февраля необходимое количество железа было изготовлено. Журавский провел ряд опытов, подтвердивших безупречное качество воткинского металла. Но доставку его в Санкт-Петербург "по причине дурного санного пути" отложили до начала навигации - 1 мая 1858 года.
Работа велась воткинскими рабочими быстро и слаженно. За короткий срок в марте были поставлены ребра шпиля на высоту 44 саженей. Предварительная сборка и подготовка конструкции выполнялась на специальном помосте внутри цеха. Когда дошли до кровли, то ее разобрали и работу продолжили на улице. К концу апреля изготовили комплектацию для всех 43 секций и 144 ступени лестницы, которая по проекту находилась внутри шпиля.
Пробную сборку решили провести на заводском дворе, на берегу Вотки, чтобы потом изделие сразу погрузить на барки и отправить в Питер. Ввысь взметнулась железная игла высотой 48,5 метров (это примерно высота 14-этажного дома). Рабочие завода и жители поселка, первыми увидевшие новый шпиль, были в изумлении от такого чуда.

Возведение шпиля: Петербург

Первоначальная задача Воткинского завода сводилась только к производству и доставке железа в столицу, а остальные работы должны были выполнять петербургские подрядчики. Но цены, запрошенные ими, оказались настолько велики, что заводу позволили не только привезти готовый шпиль, но и "для удержания за собой полной сей замечательной работе чести, исполнить также и установку его в Санкт-Петербурге". Из архивных документов известно, что в Петербург отправились 30 человек. В том числе - 3 мастера, 4 кузнеца, 18 слесарей, 1 токарь, 1 столяр, 2 плотника и распорядитель работ (кондуктор). Каркас разобрали, аккуратно погрузили на три барки, и 2 мая 1858 года пароход "Лоцман" увел их в дальний путь по рекам Вотка, Сива, Кама и Волга до Твери. Из каждого крупного волжского города - Казани, Нижнего Новгорода, Рыбинска - Иоссу извещали о продвижении баржи. Команда благополучно прибыла 27 мая в город Тверь. Оттуда груз везли до Петербурга по железной дороге.
На момент приезда воткинских мастеров в Петропавловской крепости еще велись подготовительные работы для установки шпиля. Поэтому Журавский разумно распорядился занять прибывших воткинцев изготовлением железных оконных рам в куполе Петропавловского собора.
30 июля воткинские рабочие приступили к установке шпиля, предварительно пригнав части стропил на земле. Его верхняя часть была собрана и поднята целиком. Вес металлического шпиля достигал почти 207 тонн. Работы по его установке продолжались два месяца.
Колокольня без шпиля - это примерно 74 метра, то же самое, что 22-этажный дом. И вот на такой высоте заводчанам надо было начинать работу. Сперва возвели леса. Установили лебедки. Только одна "нога" шпиля весила около 320 килограммов, а длина ее - 3-4 метра. Поднять, состыковать, установить болты, закрутить гайки... Леса поднимались всё выше, диаметр шпиля становился все меньше, работа - опаснее и труднее. На 30-метровой высоте закончился монтаж лестницы - она шла по спирали внутри шпиля. Здесь устроили площадку для установки метеоприборов. Оставалось еще 18 метров.
Все монтажные работы в Петербурге проводились под открытым небом в трудных погодных условиях - при сильном ветре и дожде, днем и ночью. Не случайно один из слесарей Никита Тетерин после окончания всех работ находился по болезни в госпитале Монетного двора до 17 октября. При сборке шпиля отличился природной смекалкой и умением слесарь Иван Лаптев, который "был оставлен с разрешения господина Министра финансов в Санкт-Петербурге для ознакомления в Хирургическом инструментальном заведении МВД с починкой и изготовлением разных инструментов".
По сравнению с деревянным предшественником, высота нового шпиля увеличилась более чем на 10 метров, и колокольня теперь уходила в небо на 122,5 метра. В связи с этим надо отметить еще один аспект строительного гения Д. И. Журавского. Создавая проект, талантливый инженер тонко учел сложившуюся градостроительную ситуацию вокруг собора. К середине XIX века в связи с ростом населения плотность застройки, особенно центральной части города, значительно увеличилась, как и этажность петербургских строений. Для того, чтобы Петропавловская колокольня со шпилем по-прежнему оставалась архитектурной доминантой на фоне уже высоких многоэтажных зданий, Д. И. Журавский сознательно "удлинил" новый шпиль, сохраняя при этом общие пропорциональные соотношения колокольни с масштабом города.
2011.10.17 11:03  
ruta
Админ

Дата регистрации: 2002.03.13
Комментарии: 66
Никакого противоречия нет!

Медные листы и золочение делали все же уральские мастера Нивьянского завода. Но действительно, каркас изготовили и смонтировали на Воткинском железоделательном заводе.
Понимаю ваше возмущение от отсутствия указания на ваш любимый завод. И благодарю за неравнодушие и дополнения к тексту.
2011.10.17 13:16 Offline ruta http://spbfoto.spb.ru
лизка
Гость
помогите!!!!

по истории С-Пб задали домашнее заданее-рассказать какие "проблемы" есть у ангела на шпиле Петропавловского сабора.Помогите пожалуйста!!?
2012.02.15 20:34  

Партнеры сайта: Copyright © 2002-2023 Rustam Taychinov
Powered by FORimages Copyright
© 2002 FORhomepages.de
Объявления:

Рыбалка в Питере