Петербург фото. Банк фотографий Санкт-Петербурга
   На главную / Поиск / Минерва. Статуя Летнего сада

Минерва. Статуя Летнего сада


Минерва. Статуя Летнего сада


    

Минерва. Статуя Летнего сада
Описание:
Мраморная статуя Минерва поступила в коллекцию Летнего сада в 1707 году.
Минерва – любимая дочь Юпитера и Метис (Зевс и Метида - богиня разума) соответствующая греческой Афине Палладе – непобедимая воительница, богиня мудрости, ремесел, знаний, покровительница героев. Ее особым расположением пользовались ремесленники, художники и скульпторы, поэты и музыканты, врачи, учителя и искусные рукодельницы. Празднества в честь прекрасной и мудрой богини проводились во второй половине марта, назывались квинкватрии и продолжались пять дней.
Намек на отношение Минервы к войне можно видеть в тех дарах и посвящениях, которые делались римскими полководцами в её честь после какой нибудь блистательной победы.
Молодая женщина одета в доспехи с изображением Медузы, опирается на копье, у ног – сова, как символ мудрости,. Скульптура является одной из основных в коллекции Летнего сада. Изображение Минервы (Афины Паллады) почиталось Петром Великим и ее изображение помещено при входе в Летний дворец.
Ключевые слова: статуя, скульптура, Летний, Афина
Дата: 2009.05.20 00:21
Просмотров: 52769
Скачиваний: 5
Оценка: 5.00 (1 Голосов)
Размер файла: 87.3 KB
Предыдущее изображение:
Аполлон. Статуя Летнего сада

Профессиональная фотосъемка интерьеров, предметная фотосъемка   Следующее изображение:
Сатурн. Статуя Летнего сада



Автор:
Комментарий:
Анютик
Гость
Минерва

Удивительные эти скульптуры, эта мифология...
2010.12.19 16:16  
Минерва-Афина
Гость
Непобедимая воительница

Будь, пожалуйста, послабее.
Будь, пожалуйста.
И тогда подарю тебе я чудо запросто.
И тогда я вымахну - вырасту, стану особенным.
Из горящего дома вынесу тебя, сонную.
Я решусь на все неизвестное,
на все безрассудное - в море брошусь,
густое, зловещее, и спасу тебя!..
Это будет сердцем велено мне, сердцем велено...
Но ведь ты же сильнее меня, сильней и уверенней!
Ты сама готова спасти других от уныния тяжкого,
ты сама не боишься ни свиста пурги, ни огня хрустящего.
Не заблудишься, не утонешь, зла не накопишь
Не заплачешь и не застонешь, если захочешь.
Станешь плавной и станешь ветреной, если захочешь...
Мне с тобою - такой уверенной - трудно очень.
Хоть нарочно, хоть на мгновенье - я прошу, робея,
- помоги мне в себя поверить, стань слабее.
Роберт Рождественский.
2012.10.11 16:11  
Вопрос
Гость
Вопрос

ПОДСКАЖИТЕ ПОЖАЛУЙСТА, КТО СОЗДАЛ СКУЛЬПТУРУ!?
2013.06.10 15:52  
Вячеслав Д
Гость
Хвостова Галина Александровна, , ведущий научный сотрудник Государственного Руского музея, хранитель скульптуры Летнего сада

История статуи «Минерва» в Летнем саду

До недавнего времени, а именно до 2004 года, у входа в Летний сад со стороны Невы первой на главной аллее справа стояла мраморная статуя «Минерва». В инвентарной книге музея указано: неизвестный скульптор, Италия, нач. XVIII в., мрамор, инв. № ЛС - 12. Высота скульптуры 1,85 м; размеры гранитного постамента: высота - 1, 01 м; ширина - 0,6 м; глубина - 0,56 м.

Минерва (в греческом варианте Афина) - это богиня мудрости, богиня-воительница, покровительница наук и ремёсел, в том числе корабельного дела. Обычные атрибуты Афины-Минервы - шлем, копьё, щит у ног и боевой нагрудник, окруженный змеями, с головой Медузы Горгоны в центре, взор которой обращал в камень всё живое. Сова или змея у ног богини - символы мудрости. Согласно мифологии, богиня была рождена чудесным образом из головы Зевса.

Приведём самое удачное с нашей точки зрения описание скульптуры, сделанное первым исследователем коллекции скульптуры сада Ж.А. Мацулевич: «…статуя Минервы, богини мудрости и грозной воительницы и помощницы человека, олицетворяет…этот античный образ в характерных чертах XVIII века…её высоко подобранная туника, обшитая так мягко и тяжело висящей бахромой…её великолепно орнаментированные калиги и - самое значительное - её стальной панцирь с головой Медузы, спустившийся с плеча, чтобы обнажить грудь, по которой вьются выбившиеся из-под пышного шлема локоны. Держа изящным жестом своё копьё, она небрежно отворачивает голову, легко опираясь рукой на подставку, которая великолепно замаскирована для глаза зрителя. Самые пропорции её тела и его мягкий изгиб создают впечатление тонкой грации и кокетства…» .

Время появления скульптуры в Летнем саду определяется на основании косвенных данных. Датский посланник при Петре Великом Юст Юль в своих «Записках…», относившихся к 1709-1710 годам, в разделе «Царь лечится в Летнем саду», между прочим, 27 мая 1710 года, вспоминал: «…ища спокойствия и тишины, он удалился в дом, построенный в его новоразбитом саду, где стоит с лишком 30 больших мраморных статуй художественной работы, в том числе бюсты покойного короля Польского Собеского и его жены. Статуи эти вывезены из садов Польских магнатов. Вообще, большая и изящнейшая часть предметов роскоши, находящихся у Петербургских вельмож, Польского происхождения» .

Ссылаясь на этот источник, С.О. Андросов полагает, что в состав упомянутых «30 больших мраморных статуй художественной работы» входила и Минерва. Таким образом, можно отнести её появление в Летнем саду примерно к 1707-1708 годам.

В 1986 году С.О. Андросов высказал предположение о том, что статуи «Церера», «Флора» («Нимфа Летнего сада»), «Минерва», относящиеся к партии самых ранних приобретений Петра, можно приписать фламандскому скульптору Томасу Квеллинусу (1661-1709). Атрибуция обоснована привлечением аналога статуи «Минерва», исполненной скульптором в 1702 - 1704 гг. в соборе датского города Орхуса для надгробия Софии Елизаветы Каризиус и двух её мужей. Скульптура, изображающая богиню, чрезвычайно близка по композиционному решению и художественной трактовке статуе Летнего сада и отличается лишь некоторыми деталями. «Минерва» из Орхуса опирается не на ствол дерева, а о щит с маской Медузы-Горгоны, несколько изменён жест левой руки, чуть иначе решена трактовка драпировок. В результате стилистического анализа и сопоставления дат С.О. Андросов счёл возможным создание «Минервы» Летнего сада отнести к 1690-м годам. Им также высказано предположение, что статуи работы Квеллинуса могли находиться в Олесском замке, который во второй половине XVII века принадлежал Яну Собескому и именно в это время был оформлен статуями и бюстами. Позднее скульптуры исчезли и, вероятно, по сведениям, предоставленным С.О. Андросову директором Львовской картинной галереи Б.П. Возницким, были вывезены в Петербург в 1707 году. Эта версия, по мнению С.О. Андросова, подтверждается также историческими фактами: в начале 1707 года Петр присутствовал на сейме во Львове и Жолкве, неподалёку от Олесского замка. В это время, судя по его переписке, он живо интересовался и занимался устройством своего «огорода» и, возможно, приобрёл скульптуру, окружавшую Олесский замок.

Дальнейшие события персональной истории статуи можно попытаться проследить по немногочисленным отрывочным сведениям в научно-исследовательской литературе и архивных документах XVIII-XX столетий.

Отдельных сведений о реставрации статуи в XVIII и XIX веках пока не обнаружено, приходится довольствоваться общими данными о мероприятиях, характерных для бытования коллекции мраморов сада.

Ввиду сурового северного климата с 1743 года на осень и зиму статуи и бюсты укрывались толстыми холстами и зашивались циновками. Ввиду того, что гуляющие порой похищали со статуй чехлы, скульптором Цвенгофом был поставлен вопрос о необходимости введения «караула ко оным статуям…». Документы XVIII столетия фиксировали печальное состояние скульптуры сада, поскольку процесс постоянного повреждения мраморов был реальным условием существования коллекции.

Как и все скульптуры, «Минерва» в начале XIX века обрела на зимнее время защитный деревянный футляр, спроектированный скульптором В.И. Демут-Малиновским; как и остальные, подвергалась не только мытью в летнее время, но и своеобразной «чистке», что приводило к нарушению авторского слоя камня.

Остаётся лишь порадоваться тому, что «Минерва» не упоминается в одиозном списке 1887 года, составленном скульптором М.А. Чижовым, реставратором Эрмитажа, который перечислил скульптуры Летнего сада, «не подлежащие реставрированию», что фактически означало последний приговор [Там же]. Впрочем, «реставрирование», судя по архивным данным, ещё лет 20 не угрожало скульптурной коллекции. Так, в 1899 году отмечалось, что статуи имеют «запущенный, полуразрушенный вид, вызывающий вместо художественного наслаждения чувство стыда и отвращения…». Через 8 лет, в 1907 году, один из радетелей искусства снова едко замечал, что для сотен тысяч петербуржцев…статуя Летнего сада - это «нечто сугубо безобразное» . По этой реплике можно представить, до какой степени неудовлетворительным было состояние сохранности и не эстетичен внешний вид скульптур в начале XX века.

Ближе к середине двадцатого столетия, упоминания о статуе «Минерва» встречаются в документах, связанных с проведением реставрационных манипуляций, которые производились в среднем раз в 10 лет. Индивидуальные конструктивные особенности статуи и её атрибут - копьё - всегда оказывались поводом к повреждениям. Известная нам статистика подтверждает это положение:

в 1939 году скульптор Г.А. Симонсон выполнил реставрацию копья и устранил повреждения левой руки, державшей копьё;
в 1949 году, после пребывания в годы Великой Отечественной войны в законсервированном состоянии в земле сада, произведена помывка, флюатирование, вырубка в мраморе вновь и установка на место следующих деталей: пальца на лапе и части крыла у совы, на левой руке Минервы - указательного, среднего, большого пальцев (прилегавших к копью) и пера на шлеме;
в 1958 году - в ходе фронтальных реставрационных работ по всей скульптуре сада.

Обстоятельства этой серьёзной акции следует осветить подробнее. Перед её началом комиссия в составе представителей Государственной инспекции по охране памятников Ленинграда И.И. Фомина и З.М. Скобликовой, Специальных научно-реставрационных производственных мастерских (СНПРМ) Управления культуры Ленгорисполкома С.Н. Давыдова, А.Э. Гессена, И.Г. Блэк, директора Летнего сада Е.М. Корчагиной и главного хранителя О.Н. Кузнецовой произвела осмотр скульптуры Летнего сада с целью определения методов ее реставрации и хранения. Было отмечено, что скульптура сада находится в катастрофическом состоянии, коррозия мрамора местами достигает 5-7 мм. Комиссия постановила: рекомендовать музею немедленно произвести промывку и гидрофобизацию всей скульптуры под наблюдением научной части музея.

В целях установления метода реставрации было решено провести экспериментальную работу над статуей, типичной по своему состоянию - «Минервой» (курсив автора - Г. Х.).

В решении комиссии также прозвучала мысль о необходимости произвести замену существующей скульптуры копиями, а подлинные статуи и бюсты хранить в закрытом помещении [Там же]. В ходе реставрации «Минервы», учитывая ценность статуи и специфику обстоятельств, были привлечены: в качестве эксперта-консультанта - заслуженный деятель искусств профессор скульптуры И.В. Крестовский; в качестве реставраторов-исполнителей скульптуры - Г.Л. Щёлкина и Э.П. Масленников. В акте от 12 сентября 1958 года находим подробное описание сохранности скульптуры перед реставрацией: «…статуя имеет утраты пальцев левой руки, держащей копье; копьё (железо) сильно коррозировано, поверхность была покрыта мастикой под искусственный мрамор; завершение копья утрачено, имеются мраморные сколы, щербины и прежде сделанные мраморные вставки, сильно выделяющиеся из-за выветривания авторского мрамора…» .

На первом этапе работ произведена промывка мрамора теплой водой с применением нейтрального детского мыла и порошка «Новость», взбитых в пену с последующей промывкой скульптуры чистой водой. По предложению И.В. Крестовского, взамен железного было изготовлено латунное копьё, для которого скульпторы выполнили утраченное завершение. Поверхность копья покрыли составом, состоявшим из цемента с мраморной крошкой. Утраченные детали восполнялись мастикой из перхлорвинилового лака с заполнением мраморной мукой. Для склеивания применяли популярный в то время эпоксидный клей.

Приём реставрации комиссией состоялся 6 ноября 1958 года с оценкой «хорошо». Однако в акте приёма отметим характерно прозвучавший самый последний пункт, красноречиво свидетельствующий о скрытых от посторонних наблюдателей разногласиях и сложностях. Он гласит: «Никакие эксперименты новых методов реставрации, не проверенных на практике материалов на художественных и ответственных предметах мрамора, имеющих музейное значение, ни в коем случае не производить» .

Увы, эта здравая мысль не всегда была главенствующей в дальнейших перипетиях судьбы скульптуры «Минерва», как, впрочем, и остальных произведений, составляющих коллекцию Летнего сада.

Тем не менее, реставрационная практика в отношении скульптур сада неукоснительно соблюдалась по срокам - в среднем раз в 10 лет статуя «Минерва» подвергалась реставрации. В 1970 году реставратором СНПО «Реставратор» А.И. Венедиктовым была выполнены промывка, воссоздание кисти левой руки и копья, склейка перьев на шлеме. В 1977 году тем же специалистом произведены: очистка пеной детского мыла, дезинфекция формалином с использованием компрессов из ацетона и спирта, доделана часть плинта в месте крепления копья, выполнена восковка. В 1991 - 1993 гг. А.И. Венедиктов проводит длительный цикл работ по хорошо знакомой ему скульптуре: очистку кистями, промывку раствором детского мыла с аммиаком, обработку тампонами САВА (спирт-ацетон-вода-аммиак) с синтанолом, установку компрессов из перекиси водорода, спирта, ацетона. Выполнялись также: укрепление поверхности мрамора ПБМА (полибутилдметакрилат) после обработки ксилолом, обработка катамином и восковка в три слоя. Как обычно, потребовалось выпрямление металлического штыря копья и его установка, восполнение фрагментов на руке и деталей головного убора.

Минуло ещё 10 лет. В 4 часа 50 минут утра 13 июля 2003 года два злоумышленника проникли в закрытый сад и отломали копьё с частью левой руки статуи. В момент задержания их милицией копьё было брошено на землю, из-за чего откололось его навершие. Акция вандализма имела большой резонанс, средства массовой информации на все лады обсуждали это происшествие. «Минерва» осталась «обезоруженной» на продолжительное время, и косвенным образом полученная травма стала причиной её исчезновения из экспозиции Летнего сада. При первой возможности была организована реставрация скульптуры. В связи с тем, что Сбербанк России профинансировал работы по реставрации пяти скульптур, в число которых вошла и «Минерва», 23 декабря 2004 года состоялось заседание реставрационной комиссии отдела скульптуры и сектора реставрации гипсовой и каменной скульптуры ГРМ по вопросу о приёме на реставрацию статуй Летнего сада «Минерва» и «Юность». Комиссию возглавил заместитель директора ГРМ по хранительской работе И.И. Карлов. В состав комиссии вошли: зав. сектором декоративно-прикладного искусства КГИОП С.А. Симкина, зав. сектором реставрации экспонатов Е.С. Солдатенков, зав. сектором скульптуры XVIII - нач. XX века Е.В. Карпова, зав. научно-фондовым отделом «Летний Дворец-Домик Петра I» Т.Д. Козлова, ведущий научный сотрудник - хранитель скульптуры Летнего сада Г.А. Хвостова, зав. сектором реставрации гипсовой и каменной скульптуры Б.П. Топоркова, художники-реставраторы М.А. Галимов, О.И. Иванов, П.А. Лазарев, Е.Ф. Чеботкевич, В.В. Харченко, И.Б. Соколов и лаборант Е.В. Григорьева.

Методика реставрации скульптур Летнего сада была составлена хранителем мраморной коллекции Летнего сада ведущим научным сотрудником Г.А. Хвостовой и зав. сектором реставрации гипсовой и каменной скульптуры ГРМ Б.П. Топорковой, а затем согласована представителями КГИОП: главным технологом С.Г. Тучинским и зав. сектором декоративно-прикладного искусства КГИОП С.А. Симкиной.
Согласно заключению о состоянии памятника на момент передачи на реставрацию (акт № 38896 от 02.12.2004 г.), наблюдалась сильная деструкция поверхности, стойкие сажепылевые загрязнения и биопоражения. В предплечье левой руки - трещины, утрачены детали плюмажа, повреждён передний правый угол плинта, утрачены пальцы на правой руке, изменили первозданную морфологию реставрационные доделки носа и губ.

Запланированные реставрационные мероприятия включали следующие операции:

биоцидную обработку поверхности мрамора перекисью водорода;
удаление сажепылевых загрязнений при помощи кипяченой воды и моющего средства с биоцидным эффектом «Полидез»;
удаление стойких загрязнений и остатков воскового покрытия с помощью компрессов (перекись водорода, водный аммиак, каолин), а также смывки САВА;
удаление корковых отложений с помощью компрессов КМЦ (карбоксилметилцеллюлоза);
удаление старых реставрационных восполнений (с помощью парогенератора) и крепёжных элементов (с помощью бормашины и зубоврачебных боров);
структурное укрепление поверхности мрамора препаратом Funkosie немецкой фирмы «Remmers» при использовании кистей и укрепление трещин раствором «Poloroid В-72» при помощи медицинских шприцев;
восполнение мелких утрат реставрационной массой;
восполнение утраченных фрагментов скульптуры;
монтаж отбитых фрагментов и реставрационных восполнений;
тонирование реставрационных восполнений.

На первом же заседании реставрационной комиссии 23.декабря 2004 года Е.В. Карпова обратила внимание на тот факт, что копьё больше напоминает тирс вакханки и, если его форма близка к первоначальной, значит, перед нами не Минерва. В связи с этим был дополнительно исследован вопрос о характере предыдущих реставраций копья с тем, чтобы иметь четкие установочные данные на нынешнюю реставрацию.

Возникшая проблема была также обсуждена с хранителем скульптуры отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа доктором искусствоведения С.О. Андросовым, любезно предоставившим фотографию аналога статуи «Минерва» из датского города Орхуса, держащей вполне узнаваемое копьё. Поиски аналогичных атрибутов в пластическом искусстве привели к принятию членами комиссии серьёзного коллегиального решения: заменить существовавшее на момент реставрации копьё на другое, более лёгкое, с другим наконечником, присущим именно копью.

Художник-реставратор О.И. Иванов разработал размер и новое положение копья. В этом варианте копьё не пересекает туловище совы и не мешает визуальному восприятию скульптуры. Однако теперь «Минерва» не держит копьё - оно свободно вставляется и убирается, его нельзя выломать с пальцами, как случалось всегда, но можно просто унести, и это осложняет условия экспонирования скульптуры. Кисть левой руки оказалась сильно пострадавшей из-за неоднократных поломок и реставраций, во время которых в мрамор вводились штыри. Место сопряжения руки с копьём как особо уязвимое в случае акции вандализма потребовало особого внимания реставраторов [16].

Было признано целесообразным заменить кисть, сняв с неё форму, изготовить гипсовую модель, и по ней промоделировать руку заново для последующего выполнения в полиэфирной смоле с мраморной крошкой.

Обсуждая дальнейшую «судьбу» Минервы, комиссия констатировала (протокол № 35/4 от 23.03.2005 года), что ввиду тяжелого состояния мрамора и высокой степени утраты пластических форм после окончания реставрации скульптуру не нужно ставить в сад, поскольку она нуждается в более щадящих условиях хранения. Соответственно, не пришлось обрабатывать поверхность мрамора камнеукрепителем, что делается для противостояния агрессивному воздействию окружающей среды.

Таким образом, реставрация 2005 года ознаменовала невиданный ранее этап экспозиционной истории Минервы - она покинула свой постамент в Летнем саду и пока находится на закрытом хранении. Вопрос об экспонировании статуи обсуждается и будет решён в пользу интерьерных вариантов, что, безусловно, окажется благотворным для дальнейшей сохранности этой скульптуры.

Имеется, однако, важная проблема, связанная с ролью статуи в коллекции скульптуры Летнего сада, ибо значение её для петровской летней резиденции в Петербурге гораздо шире, чем это может показаться на первый взгляд.

В контексте данного исследования невозможно обойти тему значения образа Минервы для петровского времени. По замечанию О.С. Евангуловой, «Минерва» выступает как высший по значению символ России, олицетворение справедливости петровских баталий, советчица и помощница»].

В.Ю. Матвеев отмечает присутствие фигуры Афины (Минервы) среди прочих в описании триумфальных ворот к въезду Петра в Москву 11 ноября 1703 года, а также в фейерверках 1 января 1704 года по случаю взятия Ниеншанца. Он также полагает уместным толковать образ Минервы в ряде случаев как символ России, мотивируя распространение аллегории в различных памятниках начала XVIII века - фейерверках, гравюрах, медалях, живописных картинах [Там же]. На эту особенность указывает Н.В. Калязина, подчеркивающая, что Минерва является одним из самых часто встречающихся мифологических образов петровского времени, который символизировал крепость государства, воинскую доблесть. Симптоматично также присутствие Минервы в сюжете трех плафонов Летнего дворца Петра I, где она олицетворяет Мудрость, воинскую силу и военный союз.

Образ Минервы, несомненно, был особенно близок воображению Петра I. Этот персонаж вполне успешно конкурировал с богиней любви Венерой, а в ряде случаев даже превосходил её по частоте воспроизведений, повторений, использований в аллегорических построениях произведений искусства не только петровской поры, но и всего XVIII столетия. При этом есть основание полагать, что статую Квеллинуса можно признать первой Минервой, именно ступившей (и надолго) на русскую почву. Образ этот, столь уместный в мировоззренческом строе петровской культуры, распространил своё присутствие и в деталях пластического и живописного убранства Летнего дворца Петра I в Летнем саду. Мы видим рельеф с Минервой среди военных трофеев над входом в Летний дворец, выполненный, предположительно, по эскизам А. Шлютера его учениками. В Нижнем вестибюле Дворца нас встретит барельефное изображение богини в рост, выполненное из дуба в технике резьбы, фронтально оформляющее дубовую стену, которая маскирует деревянную лестницу, ведущую на второй этаж. В характере трактовки изображения нетрудно узнать прототип, вдохновивший того же А. Шлютера, - это мраморная статуя Т. Квеллинуса «Минерва» из Летнего сада. Заметим, однако, что, если прическа и шлем, плюмаж, даже наклон головы богини слегка вправо почти «дословно» повторяют верхнюю часть мраморной статуи в саду, то в других подробностях рельеф отличается от своего прототипа. Так, копьё «рельефная» Минерва держит в правой руке, а не в левой; сова у её ног находится справа, а не слева; наконец, левая, опущенная вдоль тела рука придерживает щит, отсутствующий у «мраморной» Минервы.

Третья по счету Минерва Дворца является главной героиней плафона в Секретарской (или по некоторым публикациям - Кабинете Петра). В данном случае она представлена в боевом облачении в момент борьбы, - пронзающей копьём аллегорические обнаженные фигуры, которые олицетворяют вражеские силы.

Особую выразительность плафону в Столовой Летнего дворца, на что указывал и В.Ю. Матвеев, придает присутствие ещё одной Минервы в характерном шлеме с портретом Петра I в руках.

Монументально-декоративная живопись второго этажа предоставляет возможность отчетливо лицезреть «пятую» дворцовую Минерву в виде маленькой статуэтки в левой руке аллегорической монархини на плафоне в Тронной.

Таким образом, в декоре Летнего дворца насчитывается пять изображений Минервы: одно снаружи, в виде лепного рельефа; второе - резная панель в Нижнем вестибюле; третье и четвертое - на плафонах в качестве полноправных действующих лиц аллегорических сюжетов, и пятое, как наибольший, но неотъемлемый атрибут ключевой фигуры живописной композиции, к тому же оригинальный по средствам исполнения - скульптура в живописи.

Как видим, мраморная скульптура «Минерва» - одно из главных произведений, составляющих коллекцию Летнего сада с самого начала её формирования, оказавшее значительное влияние как на искусство петровского времени в целом, так и на идейное и художественное оформление памятников Летнего сада.

«Минерва», не зря располагавшаяся напротив «Славы» в самом начале центральной аллеи Летнего сада, открывала парад главных персонажей античной мифологии, дошедших до наших дней из обширного сонма богов и героев, «населявших» Летний сад в петровское время.

Расположение скульптур сада сегодня, их внутреннее и внешнее взаимодействие и соответствие образуют некую структуру, хрупкую и одновременно прочную ткань загадочного единства образа Летнего сада, которое порой трудно передать обычными словами. Статуи сада невозможно изъять из его системы без ущерба для всего организма в целом, поэтому «Минерва», хотя бы в виде полноценной копии, непременно должна в обозримом будущем находиться в Летнем саду.

Хвостова Галина Александровна, Государственный Русский музей, ведущий научный сотрудник, хранитель скульптуры Летнего сада
2006 г.
Взято с сайта ww.isaac.spb.ru/
2013.06.10 17:07  

Партнеры сайта: Copyright © 2002-2023 Rustam Taychinov
Powered by FORimages Copyright
© 2002 FORhomepages.de
Объявления:

Рыбалка в Питере