Мир и Победа. Статуя Летнего сада |
Описание: |
Мир и Победа (Ништадтский мир). П. Баратта. 1725 год
Монументальная группа "Мир и Победа", исполненная по специальному заказу, была привезена в Санкт-Петербург и установлена в Летнем саду в 1726 г., уже после смерти Петра I.
Группа является аллегорией Ништадтского мира, утвердившего военные успехи России в борьбе со Швецией в ходе Северной войны 1700 - 1721 гг.
Какое-то время скульптурную группу "Ништадтский мир" называли "Мир и Изобилие". Но" как видим, аллегория скульптуры посвящена знаменательному для России событию - победоносному завершению Северной войны и подписанию в 1721 году мирного договора в городе Ништадте. Поэтому скульптурная группа "Ништадтский мир" и должна так именоваться. Именно за эту историческую победу Петр I получил титул императора Великого и наименование Отца Отечества. Композиционным и смысловым центром группы является величаво сидящая аллегорическая женская фигура с рогом изобилия и опрокинутым горящим факелом, олицетворяющая собою Россию. У ее ног находятся щит, пушка и барабан, что говорит о постоянной бдительности. Другая аллегорическая женская фигура расположена чуть выше, справа, своими широко раскрытыми крыльями напутствует и оберегает сидящую фигуру. Это Ника - богиня победы - венчает Россию лавровым венком, в руке она держит пальмовую ветвь - символ мира, а ногой попирает поверженного льва, олицетворяющего Швецию. Лев лапой придерживает картуш с надписью на латинском языке: ''Magnus est qui dat et qui accipit sed maximus qui ambe haec date potest" ("Велик и тот, кто дает, и тот, кто принимает. Но самый великий тот, кто и то и другое свершить может"). Девиз истинно великих, благородных личностей, которые не теряют присутствия духа и при поражениях, которые не теряют присутствия духа и при достижении вершин славы.
"Мир" олицетворен сидящей женской фигурой, держащей в руке рог изобилия с колосьями, овощами и цветами - "мир приносит довольство". Факел, который "Мир" опускает к лежащим у ног воинским трофеям - знак окончания войны. Крылатая богиня Победы с пальмовой ветвью в руке венчает "Мир" лавровым венком, попирая ногой поверженного льва, и это "значит, что сила утеснена викториею", - как писал в пояснении Савва Рагузинский.
Но над ними обеими самый великий - Бог. Всевышний упоминается для того, чтобы намекнуть, что победы одержаны Россией "не без смотрения божия".
Он как бы уменьшает, смягчает неизбежную пропасть между победителем и побеждённым. По совершенству композиции, пластическому решению, по глубине проникновения в идейно–эмоциональную сущность аллегорических образов скульптурная группа "Ништадтский мир" принадлежит, пожалуй, к лучшим образцам садово-парковой скульптуры XVIII века. |
|
Ключевые слова: |
статуя, скульптура, Летний |
Дата: |
2009.05.20 00:21 |
Просмотров: |
48241 |
Скачиваний: |
8 |
Оценка: |
5.00 (1 Голосов) |
Размер файла: |
68.2 KB |
Автор: |
Комментарий: |
2010.07.26 14:48
|
|
|