Панорама интерьера Исаакиевского собора |
Описание: |
Исаакиевский собор – выдающийся памятник русской архитектуры первой половины XIX столетия, построенный Огюстом Монферраном в стиле позднего классицизма.
Здесь находятся редчайшие собрания русской академической монументальной живописи, скульптуры, мозаики, цветного и поделочного камня.
Изначально храм Св. Исаакия Далматского был кафедральным храмом Санкт-Петербурга и считался главным православным собором Российской империи. Он не имеет аналогов в мировой и отечественной архитектуре и искусстве.
В целом внутреннее убранство Исаакиевского собора поражает исключительной красочностью, разнообразием отделочного материала. В облицовке стен применен довольно яркий по тону камень, но цветовые контрасты умело распределены и не создают ощущения пестроты. Различные породы камня выделяют архитектонику здания. Так, при помощи разных цветов подчеркнуты элементы ордера: на белой глади стен ясно читаются розовые пилястры, темным порфиром четко очерчен цвет антаблемента. В целом интерьер храма производит впечатление торжественности и праздничности.
В отделке собора широко использовался тивдийский мрамор, добывающийся в Карелии, к северу от Петрозаводска, у села Тивдия. Иногда его называли белогорским, поскольку добывали в месторождении "Белая Гора". Ломки известны с 1750-х годов, в них также готовили камень для третьего Исаакиевского собора. Ринальди собирался использовать всю богатую палитру тивдийского мрамора: от светло-розового и палевого до темно-красного и лиловато-красного. Преобладание розовых и красных тонов в окраске объясняется наличием минерала гематита. Эти мраморы очень тверды из-за высокого содержания кварца, и их по степени обработки относили к высшей группе сложности. В отделке Исаакиевского собора Монферран применил тивдийский мрамор розового цвета.
Вместе с отечественным камнем в интерьере собора использован привозной, из Италии и Южной Франции. Это, прежде всего, белый итальянский мрамор серавеццо, которым облицованы стены. Добывали его в провинции Тоскана, в предгорьях Апуанских Альп, где находятся месторождения Каррара, Месса, Серавецца и Монте-Альтиссимо. Мировую известность получил белый каррарский мрамор статуарио, высоко ценимый скульпторами. У него повышенная плотность, мелкозернистая структура, однородность и отсутствие рисунка. Благодаря этому мрамор даже слегка просвечивает на глубину до 4 см от поверхности, что и привлекало внимание ваятелей. Добывали этот камень в Монте-Альтиссимо и Карраре. Другие разновидности (сероватые, рисунчатые) применялись в отделке зданий. К ним относится и серавеццо, который русские мастера-мраморщики переделали на свой лад, называя "сырорецким".
Царские ВратаВ Италии были приобретены также темный серовато-зеленый генуэзский и желтый сиенский мраморы. Генуэзский камень именуют также левантийским, так как его добывали к северо-западу от города Леванто. Это относительно непрочный мрамор с ярко выраженным рисунком, окраска которого объясняется наличием в его составе серпентинита. Месторождение сиенского мрамора, как это видно по его названию, находится в окрестностях города Сиены. У него мелкозернистое строение и окраска от палевой до интенсивно-желтой.
С юга Франции был привезен красный мрамор гриотто. Его заготавливали в отрогах Пиренеев, близ города Нарбона. Этот камень очень эффектен, темный вишнево-красный или ярко-красный с темными прожилками и небольшими пятнышками кальцита.
Исаакиевский собор замечателен тем, что в его отделке использованы минералы, редко применяемые в убранстве интерьеров. Например, шокшинский порфир, названный от porphyreos (греч.) - "пурпурный". Этот камень имеет насыщенный темно-красный или вишневый цвет и относится к группе кварцитов (основной породообразующий материал - кварц, зерна которого сцементированы кварцевым материалом в плотную массу). Цвет определяется присутствием железистого пигмента, поэтому кварциты чаще всего красные, розовые или коричневые. Реже встречаются серые, почти черные кварциты. Шокшинское месторождение, где добывался камень для Исаакиевского собора, известно было в России более 200 лет, оно находится на западном берегу Онежского озера, в 60 км к югу от Петрозаводска. Разрабатывается месторождение и в настоящее время. Благодаря своей структуре шокшинский порфир очень прочен, погодоустойчив и даже противостоит кислотам и щелочам. Он очень труден в обработке, но отлично полируется до зеркального блеска.
Иконостас придела св. ЕкатериныВ Карелии добывалась также соломенская брекчия, сложная по составу и структуре горная порода, редко применявшаяся в отделке зданий. Она состоит из небольших обломков диабазовых порфиритов, плотно сцементированных мелкозернистым доломито-серпентиновым материалом. Ранее эту породу называли мрамором, но она более хрупкая. Добывалась брекчия в окрестностях Петрозаводска, близ деревни Соломино. Ее добыча и обработка были сопряжены с немалыми трудностями из-за хрупкости материала. При откалывании крупных глыб камень производил впечатление достаточно прочного монолита, но при дальнейшей обработке, особенно при лощении и полировке, начинали отламываться кусочки различной величины, обломки диабазовых пород, составляющих структуру камня. Поэтому детали отделки стен Исаакиевского собора из брекчии - свидетельство огромного мастерства и терпения русских мастеров.
В небольших количествах встречается в интерьере аспидный сланец. Он относится к группе шунгитовых сланцев, основная составляющая которых - шунгит, переходный продукт между аморфным углеродом и графитом, содержит также глинистое вещество, зерна кварца и полевых шпатов. Цвет камня обычно серый или угольно-черный, он легко обрабатывается, но до зеркального блеска не полируется, и обычно отличается матовым блеском. Добывается аспидный сланец в Карелии, близ села Нигозеро, потому его называли еще нигозерским сланцем, или черным аспидом.
Иконостас придела св. Александра НевскогоИз истории создания Исаакиевского собора известно, что первоначально, по желанию императора Николая I, проект декоративного внутреннего убранства был заказан баварскому архитектору Лео фон Кленце, но принят не был, поскольку не соответствовал монументальности храма и его внушительным масштабам. В 1843 году был утвержден проект отделки интерьера, разработанный О.Монферраном, в соответствии с которым и выбирались образцы камня. Внутри собора пол был выложен плитами светло- и темно-серого рускеальского мрамора. В соответствии с основными архитектурными членениями интерьера его рисунок подчеркивают полосы розового тивдийского мрамора. Центральную часть пола под куполом украшает нарядная мраморная розетка из тивдийского мрамора. Стены и пилоны храма окаймлены шокшинским порфиром.
Цокольная часть стен и пилонов на высоту 1 м 40 см облицована белым мрамором серавеццо и розовым тивдийским. В обрамлении тивдийского минерала размещены прямоугольные, вытянутые по горизонтали филенки и круглые медальоны из брекчии. Цоколь завершается внизу широким плинтом из аспидного сланца, который служит своеобразным переходом к серому мраморному полу.
На стенах у мрамора серавеццо чуть сероватый тон, местами, слабо выраженный рисунок. Чисто белый минерал использован для облицовки главного и малых иконостасов. Из него же выполнены отделка ниш пилонов, детали балюстрады перед главным иконостасом. Особым изяществом отличается резьба по мрамору боковых стен главного алтаря.
Главный иконостасИз розового тивдийского мрамора изготовлены многочисленные каннелированные пилястры коринфского ордера, определяющие основной тон декоративного решения интерьера. Из него же выполнен астрагал фриза, проходящего на уровне золоченых капителей пилястр. Желтый сиенский мрамор в виде крупных прямоугольных профилированных плит в обрамлении зеленого генуэзского мрамора украшает четыре центральных пилона, оживляя своим теплым тоном интерьер. Такой же желтый мрамор использован для мелких декоративных деталей на стенах, во фризе над иконами первого яруса главного иконостаса, орнамента в виде меандра на стенах, в тумбах и пьедесталах. Зеленый генуэзский мрамор украшает также устои в арках боковых нефов, из него выполнены декоративные вертикальные детали в облицовке стен и в обрамлении трех больших дверей собора. Красный французский мрамор гриотто применен для вставок во фризах над большими дверями собора (фон под надписи) и под надписи в пилонах. Из него же выполнены небольшие вставки в цоколях стен приделов.
Плитами шокшинского порфира выложена солея перед главным иконостасом, из него же - ступени, детали цоколя главного иконостаса (великолепно сохранившие полировку) и облицовка его внутренней стороны, а также фриз большого антаблемента внутренней части здания. |
|
Ключевые слова: |
иконостас, собор, Исаакиевский, панорама |
Дата: |
2009.05.19 14:58 |
Просмотров: |
50198 |
Скачиваний: |
15 |
Оценка: |
0.00 (0 Голосов) |
Размер файла: |
91.3 KB |
|