Петербург фото. Банк фотографий Санкт-Петербурга
   На главную / Поиск / Центральная аллея Летнего сада

Центральная аллея Летнего сада


Центральная аллея Летнего сада


    

Центральная аллея Летнего сада
Описание:
Центральная аллея Летнего сада.
Летний сад заложен в 1704 году по велению и плану Петра I при его летней резиденции. Трудами выдающихся западных и русских мастеров архитектуры и садового искусства (Ж.-Б.Леблон, М.Земцов, Б.Растрелли, Я.Роозен, И.Сурьмин) был создан первый регулярный сад, который стал образцом садово-паркового искусства. Парадность и торжественность Летнему саду придавали характерные элементы французского стиля: павильон Грот, напоминающий пещеру, украшенную туфом и диковинными морскими раковинами; лабиринт, оранжереи, беседки, вольеры и птичник. Струи многочисленных фонтанов подчеркивали эффектность мраморных и золоченых статуй.
Наводнения 1777 и 1824 годов полностью разрушили петровские «затеи». На протяжении трех столетий изменялись вкусы и моды, менялся и облик Летнего сада.

В настоящий момент о былом великолепии Летнего сада напоминает, прежде всего, уникальная коллекция мраморной итальянской скульптуры XVIII века. Сохранился и заложенный в 1710 году по проекту Д.Трезини Летний дворец Петра I - одно из первых каменных зданий Санкт-Петербурга.
Подлинным символом города стала ограда сада со стороны Невы, установленная в 1784 году по проекту архитектора Ю. Фельтена.
В 1826 году на месте Грота, разрушенного наводнением, К.Росси построил Кофейный домик.
Чайный домик и чугунная решетка, обращенная к Мойке, появились в саду в 1827 году по проекту архитектора Л. Шарлеманя.
В 1832 году в Летнем саду установлена ваза из эльвдаленского порфира - подарок шведского короля, а в 1855 был открыт памятник баснописцу И.Крылову работы скульптора П.Клодта.
После того как в 1716 г. был прорыт Лебяжий канал (или Лебяжья канавка), Летний сад оказался на острове; с востока его омывает Фонтанка, с юга — Мойка.
Территория Летнего сада— 11, 7 га.

Декоративная и монументальная скульптура
В комплексы садов, парков, скверов, бульваров, партеров и иных озелененных территорий часто включают декоративную и монументальную скульптуру, как объект большого эстетического значения. Декоративная и монументальная скульптура существенно отличаются друг от друга по значимости, по месту, занимаемому в парке, по связи с окружающей средой, по содержанию и пр.

Скульптурные монументы устанавливают в честь известных деятелей государства, техники, науки и культуры, полководцев или в память каких-то исторических событиях. Вокруг памятника образуют площадку для кругового обзора, к нему подводят прямую, торжественную аллею. Вокруг разбивают газоны в строгой геометрической форме. Создают регулярную систему планировки. Высаживают яркие цветы. Для того чтобы монументальная скульптура воспринималась зрителем без заметных ракурсных изменений, перед ней нужно создать открытое свободное пространство, примерно равное его двойной высоте. Угол зрения должен быть в пределах 20—30°. При меньшем угле зрения наблюдателя монумент будет казаться мелким, незначительным, может потерять свое величественное положение.

Монумент, как значительное по художественному и идейному содержанию скульптурное произведение обязан на озелененной территории занимать самое главное, видное место. Он должен стать доминантой, сильнейшим акцентом всей садово-парковой структуры. Композицию всего окружающего пространства подчиняют монументальной скульптуре.

park_sculptureОчень важно учитывать солнечное освещение скульптуры и устанавливать ее таким образом, чтобы во время осмотра полнее выявлялись пластические качества, а детали были бы хорошо освещены. Силуэт монумента великолепно смотрится на фоне гладкой стены, контрастной ему по цвету или неба. Если сам памятник светлый - на фоне темной зелени. Но он значительно хуже воспринимается при дробном, пестром фоне, схожем по цвету со скульптурой. К сожалению, есть немало памятников удачного образного и пластического решения, которые размещены в неподходящей среде и поэтому плохо с ней связаны, во многом проигрывают как художественные произведения.

Материал для монументов выбирается долговечный и прочный — мрамор, гранит, габбро, бронза, чугун.

Крупные мемориальные комплексы и отдельные монументы в парках, являющиеся сооружениями большого исторического и идейного художественного значения, здесь не рассматриваются, так как они заслуживают специального исследования.

Парковая скульптура

Основной темой скульптурных изображений является человек. Человек духовно богатый и физически развитый, совершенного телосложения . Идеал такого красивого человека сложился еще в в Древней Греции и Италии. В те далекие годы широкое развитие получил культ гармонично сложенного обнаженного человека: прекрасные образы молодых людей. Эти образы юноши-атлета и стройной, красивой и изящной девушки через несколько тысячелетий дошли до наших дней, хотя, естественно, понятие идеала человека менялось. Место героев и богов мифологии через многие исторические эпохи заняли герои народного эпоса — люди героического труда и боевой доблести или могучие, сильные, смелые борцы со злом.
В приемах размещения декоративной скульптуры в русских исторических парках имеется много весьма полезного для использования в современных садах и парках. Скульптуры в парках очень часто устанавливались около подстриженных деревьев и кустов. Иногда специальной стрижкой создавались зеленые ниши, в которых помещались мраморные статуи. Со временем эти деревья сильно выросли, стволы их обнажились, а кроны поднялись выше скульптуры, из-за чего они потеряли важный фон.

В исторических парках дворцов-музеев декоративная скульптура подобрана преимущественно двух тематических групп: произведения по мотивам греческой и римской мифологии и аллегорические. Реже среди них встречаются портреты: статуи или бюсты императоров и исторических деятелей, в особенности римской эпохи. Декоративные скульптуры сосредоточены в основном на террасах подпорных стенок и у мраморных лестниц, где есть аллегории стран света. Подбирались произведения в основном по декоративным соображениям, но во всех случаях выбор падал на высокохудожественные скульптуры, в том числе копии с оригиналов.

В этом и другом парках учитывались масштабные и пропорциональные их отношения к месту расположения. Принималась во внимание ритмическая расстановка скульптур по аллеям, партерам и террасам парка для создания важных акцентов и хорошей их видимости. Отдельные произведения ставились на открытых полянах с круговым обзором или у водоемов с отражением в зеркале воды, а также на пересечении аллей. Композиции из нескольких скульптур составлялись на парковых лестницах, на подпорных стенках, у гротов и каскадов, при фонтанных устройствах и в иных ключевых, хорошо просматриваемых местах. Следует обратить внимание, что мраморные скульптуры на зиму бережно укрывались деревянными ящиками.

Человек в произведениях декоративной скульптуры и в наше время остается самой главной, самой значительной фигурой. Показать красоту молодого, физически развитого, гармонично сложенного человека, сильного и жизнерадостного, счастье молодой матери, красоту юности — это высокая творческая задача скульптора, решение которой должно поглотить его ум и сердце, талант и мастерство.

Декоративная садово-парковая скульптура, в отличие от монументальной, является более интимной, камерной. Она не подчиняет себе окружающую среду, а, наоборот, вписывается в нее. Как драгоценный камень, вставляемый в оправу зеленого наряда, она обогащает парковый пейзаж.

Произведения декоративной скульптуры не ограничиваются изображением человека, но широко включают в свою тематику разнообразный мир животных — зверей, птиц, рыб. С использованием анималистической скульптуры в наших парках создано немало интересных, красивых, удачных уголков, раскрывающих прекрасный мир живой природы.

Вместе с тем надо сказать, что размещать большое количество скульптур на ограниченной площади ошибочно. Они мешают друг другу из-за несогласованности в масштабе изображения и по пропорциям. По этим причинам ни о какой связи декоративной и в особенности монументальной скульптуры с окружающей средой говорить не приходится.

Включение скульптуры в условия парка следует рассматривать не как отдельную творческую задачу скульптора, а как комплексное формирование среды. Такой метод позволяет выявить декоративные возможности скульптуры, подчеркнуть ее эстетическую значимость в общем художественном ансамбле парка. При этом верное соотношение каждого элемента друг с другом и со средой в целом способствует не только созданию красивого вида ландшафта, но и обогащает визуальное восприятие человека, развивает его эстетические чувства.

Особенностью любой экспозиции должны быть тщательно подобранные для показа произведения пластики без перегрузки ими садовой территории. При переходе от одной скульптуры к другой должен незаметно исчезать из поля зрения предыдущий экспонат, скрываясь за зеленым нарядом сада. Одновременно должны просматривались два-три, иногда четыре произведения на достаточном расстоянии, не мешая друг другу. При этом каждая скульптура вкрапливается в живую парковую среду ценным компонентом, обогащая зеленые уголки сада. Растительные же формы служат прекрасным фоном произведениям искусства, гармонично сливаясь в единую художественную композицию.
Ключевые слова: Летний, сад, центральная, аллея, статуя, скульптура
Дата: 2009.05.19 14:53
Просмотров: 37120
Скачиваний: 8
Оценка: 0.00 (0 Голосов)
Размер файла: 94.9 KB
Профессиональная фотосъемка интерьеров, предметная фотосъемка   Следующее изображение:
Царское Село (Пушкин). Екатерининский парк. Термы Камерона. Холодная баня.



Автор:
Комментарий:
ruta
Админ

Дата регистрации: 2002.03.13
Комментарии: 66
Открытие Летнего сада

28 мая для посетителей откроется обновленный Летний сад, находившийся на реконструкции три года. Горожане с нетерпением ждут открытия сада — символа Петербурга. Однако градозащитники и представители Русского музея разошлись в своих взглядах на качество выполненной работы.

Как известно, Летний сад был заложен еще во времена Петра I. Царь собственноручно вносил исправления в планировку сада и лично следил за его обустройством. По замыслу Петра, от Невы вглубь Петербурга шли три параллельные аллеи, которые пересекали несколько перпендикулярных дорожек. В соответствии с правилами садоводства 18 века аллеи были обсажены подстриженным кустарником — так называемыми шпалерами.

В 1777 году Летний сад пострадал от разрушительного наводнения, были повреждены деревья, статуи и фонтаны, а к началу XIX века и вовсе лишился многих статуй, всех старинных затей и увеселительных сооружений. Тем не менее, в это же время он обрел знаменитую ограду, ставшую символом Петербурга.

В настоящее время сад находится в ведении Русского музея, сотрудники которого и готовят его к помпезному открытию. По замыслу реставраторов сад должен предстать перед посетителями таким, каким его видел сам Петр Первый. Как рассказал заведующий отделом музея Сергей Ренни, кроме сооружений петровской эпохи в нем будут сохранены объекты, значащиеся на более поздних планах.

«Наша задача — показать, что сад регулярный, вернуть ему парадный исторический вид. За время реконструкции мы вылечили весь зеленый массив, отреставрировали 92 скульптуры и 8 фонтанов», - пояснил Ренни.

По его словам, реставраторы вернули исторический облик Невской ограде и воссоздали шпалерные посадки. Ренни отметил, что большая часть скульптур была перевезена в Михайловский замок, а в отреставрированном саду теперь размещаются копии.

Летний сад откроется после реконструкции 28 мая

Центральным воротам Летнего сада вернут исторический черный цвет

Подобные нововведения пришлись не по душе градозащитникам. Многие из них недоумевают, зачем Летнему саду выделили 2,3 млрд рублей, ведь в городе есть и другие значимые объекты.

Председатель регионального отделения Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ИКОМОС) Сергей Горбатенко высказался однозначно. По его мнению, Петербург потерял Летний сад.

«Это просто преступление. С Летним садом не надо было делать почти ничего. Лишь поддерживать его в том состоянии, в котором он был, лечить старые деревья, а погибшие заменять взрослыми экземплярами», - возмутился Горбатенко.

По его мнению, задачей петербургских властей было сохранение сада в дошедшем до нас состоянии. В таком виде он вмещал в себя все эпохи, в том числе петровскую планировку, водоемы и дворец. Горбатенко подчеркнул, что с ними органично соседствовали сооружения 19 столетия.

«Сейчас они сделали сад, которого никогда не было. Новые элементы — настоящий фальсификат. Подробные чертежи фонтанов отсутствовали, и все приходилось додумывать. Если бы мы смотрели на сад с высоты воздушного шара, было бы еще ничего. Но вблизи - это противоестественное смешение эпох», - заявил градозащитник.

Он также добавил, что Летний сад утратил исторический «дух места». Горбатенко подчеркнул, что сад хранил коллективную память поколений о войне и блокаде. Именно эти годы были воспеты Ахматовой.

«Мы утратили замечательные качества прозрачности сада. Раньше он просматривался, выглядывали скульптуры. А теперь у нас подлинный Петр соседствует с фальшивым Петром. Причина — в падении профессионализма, этики реставрации последних десятилетий. В этом и есть потенциальная угроза для Летнего дворца», - резюмировал Горбатенко.

По его словам, Летний сад во многом погубили слишком большие деньги, выделенные на реконструкцию. С ним согласна и представитель общественного движения «Живой город» Антонина Елисеева.

«Считаю, что не было необходимости тратить такие огромные деньги. Можно было направить их на реставрацию Уткиной дачи или других зданий, которые в этом нуждаются», - сообщила она.
2012.05.19 10:40 Offline ruta http://spbfoto.spb.ru

Партнеры сайта: Copyright © 2002-2023 Rustam Taychinov
Powered by FORimages Copyright
© 2002 FORhomepages.de
Объявления:

Рыбалка в Питере