Стела Ипи. Эрмитаж. Зал Древнего Египта |
Описание: |
Стела Ипи (Первая половина 14 в. до н.э.5). Эрмитаж. Зал Древнего Египта.
Стела с изображением управителя царским хозяйством, царского опахалоносца Ипи передбогом Анубисом.
Время правления фараона Тутанхамона - I-я пол. XIV в. до н.э.
Оскуднение гробниц по части рельефных изображений последовавшее в конце Древнего царства привело к распространинию стел - каменных плит с гробничными изображениями главным образом сцен трапезы. Канонические надписи содержащиеся на стелах включают так называемую "жертвенную формулу" иногда "формулу обращения к живым" имена и титулы владельцев стел и их близких нередко изображаемых вместе с ними на памятниках. Стелы были не только принадлежностью гробницы. Их помещали в храмы посвящённые различным богам. Так огромное количество стел Среднего царства происходит из Абидоса - места культа бога мертвых Осириса. В этом городе каждый египтянин хотел иметь свой памятник заупокойного назначения - будь то стела статуя статуэтка или небольшое подобие жертвенной капеллы.
Цивилизация Древнего Египта справедливо считается одной из самых загадочных и притягательных в истории мировой культуры. Уникальность Египта — прежде всего в его долговечности. Ни одна страна, ни одна культура ни до ни после не существовали такое продолжительное время — более четырех тысячелетий, причем в практически неизменном виде. Для сравнения достаточно вспомнить Грецию, от истоков до падения которой прошло около двух тысячелетий. За это время греческая цивилизация впервые появилась на мировой сцене, прошла через ряд драматичнейших изменений, нередко сотрясавших ее до основания, была завоевана римлянами, покорила их души, и наконец, уступила место христианской культуре. А царство фараонов вошло в историю уже окончательно сформировавшимся, просуществовало почти сорок веков, и лишь потом сошло на нет, растворившись в более молодых культурах.
Богатейшая культура, высокий уровень искусства, полная тайн и жестоких загадок мифология и история — вот неполный список того, что привлекает к древнеегипетской цивилизации умы ученых, исследователей, писателей вот уже не один век.
Египет — одна из древнейших мировых цивилизаций, чью историю удалось воссоздать по многочисленным оставшимся письменным документам. Еще в 4-м тысячелетии до нашей эры первые правители Древнего Египта объединили племена, обитавшие в Северной Африке вдоль плодородной долины реки Нил. Только благодаря Нилу людям удавалось выжить в суровых иссушающих песках африканских пустынь. В Египте очень редки дожди. Единственная вода, несущая жизнь этой земле — вода Нила. Как в древности, так и сегодня пустыни занимают 96% страны. Плодородные земли лежат лишь по берегам Нила, каждый год во время разлива наполняющего колодцы и покрывающего прибрежные поля слоем питательного ила. Пока в Египте не были построены современные плотины, жизнь в стране в течение долгих веков и тысячелетий зависела только от одной реки, ее капризов и прихотей.
Представим себе картину древнего Египта. До летнего разлива реки страна задыхается в жарких песках. Знойные ветры из пустыни, безжалостно палящее солнце изнуряют людей и животных. Спасения от обжигающего дыхания пустыни не найти даже в немногочисленных оазисах. Надежды нету даже на Нил, высыхающий под жестокими солнечными лучами. Только с приходом лета, с ежегодным половодьем и щедрым разливом Нила жизнь снова вступает в свои права. Поля вдоль течения реки напитываются животворной влагой и толстым слоем богатого минеральными веществами ила, дающими жизнь новому урожаю, наполняются колодцы и каналы. Именно поэтому египтяне с древнейших времен обожествляли Нил, источник жизни. Именно поэтому они связывали с этой рекой все свои надежды и верования.
Стела "царского писца", "опахалоносца по правую руку" царя Тутанхамона, "великого управителя царского хозяйства" Ипи - одно из самых ярких произведений древнеегипетской пластики Эрмитажа. Стела Ипи относится к кругу памятников, представляющих постамарнское искусство времени правления преемников царя реформатора Эхнатона. Почти всю поверхность известняковой плиты занимает сцена поклонения сановника Ипи статуе бога бальзамирования и покровителя умерших Анубиса.
Слева на троне восседает шакалоголовый Анубис. Одеяние бога перехвачено поясом, шея украшена двойным ожерельем. Правой рукой Анубис держит за петлю знак жизни "анх", левую с жезлом "уас" протягивает навстречу идущему к нему Ипи. Ипи изображен в сложном парадном одеянии - рубахе с широкими рукавами и длинном переднике. Жест поднятых в молитве рук типичен для изображений адорантов. Различная трактовка образа Анубиса и человека подчеркивает, что Ипи стоит перед божеством. Фигура Ипи гораздо более тонко моделирована. Фигура Анубиса традиционно плоскостна, рисунок ее контуров графичен и сух. Перед статуей бога мертвых - жертвенник с сосудом для ритуальных возлияний и два связанных бутона лотоса. |
|
Ключевые слова: |
стела, Египетский_зал, Эрмитаж |
Дата: |
2009.04.06 16:46 |
Просмотров: |
52322 |
Скачиваний: |
3 |
Оценка: |
5.00 (1 Голосов) |
Размер файла: |
76.5 KB |
|