Зал Геракла в Эрмитаже |
Описание: |
Зал Геракла в Эрмитаже.
По проекту этот этот зал Эрмитажа предназначался для иностранной литературы Нового Эрмитажа.
Современное название зала определили выставленные здесь многочисленные статуи Геракла. Экспозиция посвящена искусству Древней Греции периода поздней классики (IV в. до н.э.) и эллинизма (III в. до н.э.). О творчестве знаменитых скульпторов этой эпохи - Праксителя, Скопаса и Лисиппа - дают представление копии римского времени. На выставке можно увидеть и портреты - знаменитого греческого философа Сократа (с оригинала Лисиппа) и политического деятеля Демосфена (с оригинала Полиевкта).
Стены и пилоны отделаны искусственным мрамором. Пол мраморный. По средней оси зала - изделия из цветного камня работы Колыванской шлифовальной и Екатеринбургской гранильной фабрик.
В настоящее время в зале экспозиция искусства Греции IV в. до н.э.
Особую торжественную атмосферу залов во многом создают античные мраморные статуи.
Правда, не всегда бывает понятно, почему так, а не иначе выглядит скульптурное произведение. Чтобы лучше во всем этом разобраться, надо вспомнить сначала о том, как работал греческий скульптор.
Слово «скульптура» происходит от латинского глагола - sculpere, что значит «высекаю». Действительно, скульптору приходится высекать свое творение из твердого материала: известняка, мрамора, гранита или другого камня, или из дерева.
Работают скульпторы, как и бронзолитейшики, по заранее подготовленным эскизам или по моделям, вылепленным из глины. Для того чтобы рубить твердый камень, нужны прочные инструменты, и они были у древнегреческих ваятелей почти такие же, как у современных мастеров.
Это железные или бронзовые киянка-молоток, шпунт, скарпель, троянка и сверло. При помощи шпунта (стержня с острым четырехгранным наконечником), по которому ударяли киянкой, от блока камня откалывали лишние куски, чтобы получить скульптуру нужных очертаний. Троянкой и скарпелями прорабатывали детали. Сверла позволяли делать углубления, например, в складках одежды. Поверхность мраморной скульптуры обязательно старались сделать гладкой, а еще раскрасить и покрыть воском для лучшей сохранности красок. Эта завершающая часть работы называлась «ганузис», или «кусмесис» (похоже на слово «косметика» и означает «украшение»).
Иногда в паре со скульптором работал художник. Так, статуи, созданные в IV в. до н. э. великим скульптором Праксителем, раскрашивал не менее знаменитый художник Никий.
Сейчас нам трудно представить, как в действительности выглядели древние статуи. Объясняется это тем, что оригинальных произведений, то есть выполненных самими греческими скульпторами в бронзе и в мраморе, сохранилось, увы, немного. Те же, что выставлены в музеях, в том числе и в Эрмитаже, - это копии, созданные римскими мастерами в первые века нашей эры.
Скульптура - вид изобразительного искусства; произведения скульптуры (в основном полные или частичные изображения человеческой фигуры) имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов.
Наряду с термином «скульптура» употребляются как синонимы термины «ваяние» и «пластика». В узком смысле под скульптурой и ваянием понимают высекание, рубку из камня, вырезание из дерева; под пластикой лепку из глины, воска и других вязких материалов.
Скульптура, в широком значении слова, делится на несколько видов:
- лепка или моделировка — искусство работать с мягким веществом, каковы воск и глина; литейное дело или торевтика — искусство делать изваяние из расплавленного металла;
- глиптика или скульптура в тесном смысле — искусство вырубать изображение из камня, металла, дерева и вообще твердых веществ.
К жанрам скульптуры можно, сверх того, причислить гравюру, резьбу на твердых и драгоценных камнях и изготовление штампов для монет и медалей (медальерное искусство). Материалы скульптуры — металл, камень, глина, дерево, гипс и др. Методы их обработки — лепка, высекание, литье, ковка, чеканка и др.
Скульптура делится на два основных вида: круглую и рельеф.
Круглая скульптура, предназначенная для обозрения со всех сторон, подразделяется на следующие подвиды: статуя (фигура в рост), группа (две или несколько фигур, связанные по содержанию и композиции), статуэтка (фигура значительно меньше натуры), бюст (погрудное изображение человека).
Рельеф по своим изобразительным возможностям занимает промежуточное место между круглой скульптурой и изображением на плоскости. Как и круглая скульптура, рельеф обладает трёхмерностью, но композиция его развёртывается вдоль плоскости в одном или нескольких пространственных слоях. Рельеф может быть выступающим над плоскостью фона (основные виды: низкий рельеф, или барельеф, и высокий - горельеф) и углублённым (койланогриф).
По назначению скульптура делится на монументальную, монументально-декоративную и станковую.
Монументальная скульптура предназначается для утверждения общественно-значимых идей, для обращения к широким массам зрителей. Исполненная в крупных размерах и из долговечных материалов, монументальная скульптура устанавливается в общественных местах на открытом воздухе (на площадях, в парках) или в больших помещениях.
Монументально-декоративная скульптура включает все виды скульптурного убранства, связанного с архитектурой: кариатиды, атланты, маскароны, оформление фронтонов, фризов, метоп и т. д. на фасадах зданий; статуи игруппы на зданиях или перед ними, лепные плафоны, панно и т. д. в интерьерах зданий. Одним из видов монументально-декоративной скульптуры является садово-парковая скульптура. Монументально-декоративная скульптура призвана обогащать и развивать архитектурный образ, усиливая выразительность архитектурных форм. Значительное место в области монументально-декоративной скульптуры принадлежит рельефу.
Станковая скульптура - скульптурное произведение, не связанное с архитектурой. Станковая скульптура, обычно не превышающая величину натуры, наиболее разнообразна по содержанию и тематике; она предназначается для общественных и жилых помещений. К ней относится и так называемая скульптура «малых форм». Особую область скульптуры составляют литые и чеканные медали, плакетки и монеты, а также геммы, художественная резьба по камню, дереву, кости; ювелирные скульптурные изделия.
Скульптура нового времени, как правило, однотонная, имеет естественный цвет материала или ровно окрашена (тонированный гипс, патинированная бронза). В древнем мире скульптура часто расцвечивалась. |
|
Ключевые слова: |
Эрмитаж, зал, Геракл |
Дата: |
2009.04.05 01:32 |
Просмотров: |
54409 |
Скачиваний: |
10 |
Оценка: |
0.00 (0 Голосов) |
Размер файла: |
97.0 KB |
Автор: |
Комментарий: |
2015.10.19 21:26
|
|
2015.10.20 09:02
|
|
|