Афродита (Венера Таврическая) |
Описание: |
Афродита (Венера Таврическая). мрамор. III век до н.э. Эрмитаж.
Зал Диониса в Новом Эрмитаже.
Согласно «Теогонии» Гесиода, Афродита родилась около острова Кифера из семени и крови оскоплённого Кроносом Урана, которая попала в море и образовала белоснежную пену (отсюда прозвище «пенорожденная»). Ветерок принёс её на остров Кипр (или она сама приплыла туда, поскольку ей не понравилась Кифера), где её, вышедшую из морских волн, и встретили Оры.
Статуя Афродиты (Венеры Таврической) относится к III веку до н. э.,сейчас она находится в Эрмитаже и считается самой прославленной его статуей. Скульптура стала первой в России античной статуей нагой женщины. Мраморная статуя купающейся Венеры в натуральную величину (высота 167 см), выполненная по образцу Афродиты Книдской или Венеры Капитолийской. Утрачены руки статуи и фрагмент носа. До поступления в Государственный Эрмитаж она украшала сад Таврического дворца, откуда и название. В прошлом «Венера Таврическая», предназначалась для украшения парка. Однако в Россию статуя была доставлена значительно раньше, ещё при Петре I и благодаря его усилиям. Надпись, сделанная на бронзовом кольце пьедестала, напоминает о том, что Венера подарена Климентом XI Петру I (в результате обмена на мощи св. Бригитты, посланные римскому папе Петром I). Статуя была обнаружена в 1718 году во время раскопок в Риме. Неизвестный скульптор III в. до н.э. изобразил обнажённой богиню любви и красоты Венеру. Стройная фигура, округлые, плавные линии силуэта, мягко моделированные формы тела – всё говорит о здоровом и целомудренном восприятии женской красоты. Наряду со спокойной сдержанностью (поза, выражение лица), обобщённой манерой, чуждой дробности и мелкой детализации, а также рядом других черт, свойственных искусству классики (V – IV вв. до н. э.), создатель Венеры воплотил в ней своё представление о красоте, связанное с идеалами III века до н. э. (изящные пропорции – высокая талия, несколько удлинённые ноги, тонкая шея, маленькая головка, - наклон фигуры, поворот корпуса и головы).
В начале 1719 г. Кологривов купил незадолго до того найденную в окрестностях Рима античную статую, которая ныне хранится в Эрмитаже и известна под названием «Венера Таврическая».
По-видимому, Кологривов хотел тайно вывезти статую из Италии, но римские власти конфисковали ее. Кологривов был отозван из Рима и уже никак не мог повлиять на ход событий. Петр I приказал своим дипломатам, государственному канцлеру графу Гавриле Головкину и тому же Рагузинскому, оказать содействие в ее приобретении. Решающим оказалось обращение последнего к кардиналу Пьетро Оттобони, вице-канцлеру церкви, давнему «приятелю» Рагузинского. И все же только в ноябре 1719 г. «Венера» была «отписана» Петру I как дар папы Климента XI «за протекцию, показанну миссионерам католикам». «Венера» была установлена в специальной галерее при входе в Летний сад со стороны Невы. Позднее статую перенесли в Грот Летнего сада, где она находилась до 1801 г., а затем в Таврический дворец, пока не заняла почетное место в Эрмитаже. Такова история приобретения «Венеры Таврической», первого шедевра античного искусства в России.
Венера Таврическая – первая античная статуя, привезённая в Россию. Внедрение Петром I европейской культуры, в частности античной, с её культом тела, очень болезненно приживалось на русской православной почве, где обнажённое тело считалось чем-то невозможным для всеобщего обозрения. В начале XVIII века в России возникла сложная конфликтная ситуация столкновения русской национальной философии аскетизма, неприятия телесных удовольствий, сформировавшейся в результате неблагоприятных климатических условий и сложившегося религиозного самосознания народа и античного, столь чуждого русским, культа телесной красоты. Пышное появление статуи обнажённой богини Венеры воспринималось жителями нового города Петербурга как возвращение идолопоклонничества, язычества, измены православию, как явление бесовское, демоническое. Вот как пишет об этих событиях крупнейший писатель и историк начала XX века Д. С. Мережковский в своём романе о Петре I и его сыне царевиче Алексее «Пётр и Алексей», входящем в трилогию «Христос и Антихрист»: «По морям и рекам, через горы и равнины, города и аустыци, и, наконец, через русские бедные селенья, дремуче леса и болота, всюду бережно хранимая волей царя, то качаясь на волнах, то на мягких пружинах, в своем тесном ящике, как в колыбели или в гробу, совершала богиня далекое странствие из Вечного Города в новорожденный городок Петербург.
Когда она благополучно прибыла, царь, как ни хотелось ему поскорее взглянуть на статую, которой он так долго ждал и о которой так много слышал, - все же победил свое нетерпение и решился не откупоривать ящика до первого торжественного явления Венус на празднике в Летнем саду».
Для денщиков Петра Афродита – «голая девка», но для императора эта богиня - символ новой России, проснувшейся от сна косности и отсталости, приобщавшуюся к европейской культуре, которую создавал Петр, как Пигмалион свою Галатею: «То было изваяние Праксителя: Афродита Анадиомена - Пенорожденная, и Урания - Небесная, древняя финикийская Астарта, вавилонская Милитта, Праматерь Пишущего, великая Кормилица - та, что наполнила небо звездами, как семенами, и разлила, как молоко из груди своей, Млечный Путь». «- Сия Венус,- заключил Петр уже по-русски, собою, свойственной ему, простодушною витиеватостью, казывая на статую,- сия Венус пришла к нам оттоле, и Греции. Уже Марсовым плугом все у нас испахано и насеяно. И ныне ожидаем доброго рождения, в чем, Господи, помози! Да не укоснеет сей плод наш, яко фиников, которого насаждающие не получают видеть. Ныне же и Венус, богиня всякого любезного приятства, согласия, домашнего и политического мира, да сочетается с Марсом на славу имени РОССИЙСКОГО».
Художественный замысел автора позволяет ему трактовать появление античной богини на «варварских», диких, холодных берегах Невы как угодно, но нельзя не признать, что неприятие такой культуры на первоначальном этапе было очевидным. Автор силой художественного слова показывает этот антагонизм античной обнажённой статуи и древней святой православной иконы, творившийся в сознании не просвещённых светом европейского искусства русских людей: «До того дошло, что в самый сей день, в сей час, ниспровергнув образ Богородицы, на место его воздвигает он бесоугодную и блудотворную икону Венус. И государь, твой батюшка…» .
Сейчас мы восхищаемся грацией и совершенством скульптуры, созданной неизвестным мастером задолго до Рождества Христова, до возникновения христианства на земле. Но в то же время реформы Петра можно рассматривать в разных аспектах, не удивляясь при этом расхожему мнению его современников о нём как о царе-Антихристе. |
|
Ключевые слова: |
Афродита, Венера, Эрмитаж, скульптура, статуя |
Дата: |
2009.04.04 23:38 |
Просмотров: |
67361 |
Скачиваний: |
2 |
Оценка: |
5.00 (1 Голосов) |
Размер файла: |
67.1 KB |
Автор: |
Комментарий: |
2010.06.01 10:59
|
|
2012.02.07 22:26
|
|
2012.07.09 02:19
|
|
2013.03.26 12:48
|
|
2013.04.11 20:19
|
|
|