Петербург фото. Банк фотографий Санкт-Петербурга
   На главную / Поиск / Саркофаг (конец II в.).

Саркофаг (конец II в.).


Саркофаг (конец II в.).


    

Саркофаг (конец II в.).
Описание:
На саркофаге изображена история Ипполита.
Саркофаг с изображением сцен из мифа о греческом герое Ипполите. Рим. Конец II в. н. э. Мрамор. Саркофаг был обнаружен в 1853 г. в Риме на Виа Аурелиа ( Аврелиева дорога (лат. Via Aurelia) — римская дорога, проходившая по средиземноморскому побережью Италии) и поступил в Эрмитаж в 1862 г. из коллекции маркиза Кампана.

Миф об Ипполите – один из греческих вариантов сюжета о коварной жене, которая клевещет перед мужем на целомудренного пасынка, не пожелавшего разделить ее любовь.
На памятниках, особенно саркофагах, часто изображался миф об Ипполите.
На видимой здесь передней стенке саркофага изображена сцена на которой Ипполит, окруженный друзьями, собирается на охоту, к нему в этот момент подходит кормилица с письмом от Федры. Жестом руки Ипполит отстраняет ее. Группа Ипполита с кормилицей смещена в сторону, а сам он ничем не выделяется среди остальных юношей. Обнаженные, в накинутых на плечи плащах, они стоят вплотную друг к другу. Ничто не указывает на то, что в фигурах Ипполита и кормилицы заключено все содержание сцены, пожалуй только лицо кормилицы указывает на драматизм события.
Этот саркофаг можно отнести к аттическим или классическим саркофагам с фризами. Цоколь саркофага невысокий, на передней и правой сторонах выступающие прямоугольники, причем – на передней стороне на цоколе – изображения собак.
На передней и правой стенках саркофага карниз украшен акантовой гирляндой, плетенкой и киматием (декорировкой изогнутой поверхности карниза стилизованными листьями, овалами в обрамлениях, образующими непрерывный орнаментальный ряд).
Рельефный фриз проходит по всем четырем сторонам саркофага и посвящен мифу об Ипполите
Саркофаг сохранился очень плохо, но был реставрирован. Полностью добавлена левая часть задней стенки и часть правой стенки . Дополнены куски передней стенки. Почти все головы фигур новые.
Утраченная крышка саркофага имела форму ложа, на котором возлежала мужская фигура. Крышки не было уже в то время, когда саркофаг находился в коллекции Кампана.
Ипполит (др.-греч. Ἱππόλυτος) — греческий герой, сын афинского царя Тесея и царицы Антиопы (или Ипполиты; Еврипид имя матери не называет).

Воспитывался в Трезене у братьев Эфров. Построил храм Артемиды Ликейской в Трезене. Ипполит презирал любовь (в частности, отверг любовь своей мачехи Федры) и славился как охотник и почитатель богини девственной-охотницы Артемиды, за что и накликал на себя гнев Афродиты. Когда Ипполит прибыл в Афины для участия в элевсинских мистериях, околдованная Афродитой Федра, вторая жена отца Ипполита - Тесея, воспылала к пасынку безумной любовью. ( По другой версии, Федра впервые увидела Ипполита в Трезене.)
Вот так описала Марина Цветаева в своем стихотворении " Федра"

1. ЖАЛОБА
Ипполит! Ипполит! Болит!
Опаляет… В жару ланиты…
Что за ужас жестокий скрыт
В этом имени Ипполита!

Точно длительная волна
О гранитное побережье.
Ипполитом опалена!
Ипполитом клянусь и брежу!

Руки в землю хотят от плеч!
Зубы щебень хотят в опилки!
Вместе плакать и вместе лечь!
Воспаляется ум мой пылкий…

Точно в ноздри и губы пыль
Геркуланума… Вяну… Слепну…
Ипполит, это хуже пил!
Это суше песка и пепла!

Это слепень в раскрытый плач
Раны плещущей… Слепень злится…
Это — красною раной вскачь
Запаленная кобылица!

Ипполит! Ипполит! Спрячь!
В этом пеплуме как в склепе.
Есть Элизиум для кляч:
Живодерня! Палит слепень!

Ипполит! Ипполит! В плен!
Это в перси, в мой ключ жаркий,
Ипполитова взамен
Лепесткового
клюв Гарпий!

Ипполит! Ипполит! Пить!
Сын и пасынок? Сообщник!
Это лава взамен плит
Под ступнею! Олимп взропщет?

Олимпийцы?! Их взгляд спящ!
Небожителей мы лепим!
Ипполит! Ипполит! В плащ!
В этом пеплуме как в склепе!
Ипполит, утоли…
7 марта 1923

2. ПОСЛАНИЕ
Ипполиту от Матери — Федры — Царицы - весть:

Прихотливому мальчику, чья красота как воск
От державного Феба, от Федры бежит… Итак,
Ипполиту от Федры: стенание нежных уст.

Утоли мою душу! (Нельзя, не коснувшись уст,
Утолить нашу душу!) Нельзя, припадя к устам,
Не припасть и к Психее, порхающей гостье уст…
Утоли мою душу: итак, утоли уста.

Ипполит, я устала… Блудницам и жрицам -стыд!
Не простое бесстыдство к тебе вопиет! Просты
Только речи и руки… За трепетом уст и рук
Есть великая тайна, молчанье на ней как перст.

О прости меня, девственник! отрок! наездник!
Нег ненавистник!
Не похоть! Не женского лона блажь!
То она — обольстительница! То Психеи лесть -
Ипполитовы лепеты слушать у самых уст.

- «Устыдись!» Но ведь поздно! Ведь это-последний всплеск!
Понесли мои кони! С отвесного гребня в прах.-
Я наездница тоже! Итак, с высоты грудей,
С рокового двухолмия в пропасть твоей груди!

(Не своей ли?!) Сумей же! Смелей же! Нежней же! Чем
В вощаную дощечку — не смуглого ль сердца воск?!—
Ученическим стилосом знаки врезать…
О, пусть Ипполитову тайну устами прочтет твоя
Ненасытная Федра…

11 марта 1923

Но Ипполит остался верен богине Артемиде. И охоте.
Федра, любовь которой он отверг, оклеветала пасынка перед отцом; Тесей проклял Ипполита, и призванный им в гневе бог Посейдон неожиданно послал волну на берег, где проезжал Ипполит; кони понесли юношу, и он погиб, разбившись о скалы.

по другой версии из моря появился бык, посланный Посейдоном, и кони испугались и понесли. Вожжи Ипполита зацепились за дикую маслину и разорвали несчастного юношу.
Федра же покончила жизнь самоубийством.
В пелопоннесском городе Трезенах, который по сказанию является родиной Ипполита, девушки перед вступлением в брак приносили ему в жертву свой локон.
Могила Ипполита была в Афинах у храма Фемиды, неподалеку от храма Асклепия; другая могила в Трезене, там же его дом.
Святилище в Спарте. В Трезене Диомед воздвиг храм в честь Ипполита.
По воле Артемиды вернулся из подземного царства, его звали Вирбий. Воскрешен Асклепием (согласно автору «Навпактики»). Согласно Стафилу, был возлюбленным Асклепия. Древняя стела в храме Асклепия гласит, что Ипполит посвятил богу 20 коней. Согласно жителям Ариции в Италии, Ипполит отправился к ним. Его воскресил Пеан (Асклепий), и Диана унесла его в рощи Эгерии, где его назвали Вирбием.

По римской версии мифа, Ипполит был вновь оживлён Эскулапом и Дианой, любимцем которой он был при жизни. После этого он был приведён в рощу Ариции в Лациуме, где почитался под именем Вирбия (лат. Virbius, по древней этимологии от лат. vir — человек и лат. bis — дважды).

В склепе находились еще два саркофага - саркофаг с Ипполитом и саркофаг с Марсием, хранящиеся в настоящее время в Лувре. Легенда об Ипполите подробно представлена на всех сторонах саркофага, однако менее тщательная проработка рельфов с левой и задней стороны доказывает, что саркофаг стоял в углу гробницы.
Использованы материалы:
Войтех Замаровский «Боги и герои Античных сказаний» Словарь перевод с чешского Ю.В.Преснякова Москва Изд. «Республика» 1994г.)
Ключевые слова: Саркофаг, Эрмитаж, скульптура, Ипполит, Федра
Дата: 2009.04.04 22:16
Просмотров: 28858
Скачиваний: 4
Оценка: 0.00 (0 Голосов)
Размер файла: 60.3 KB
Профессиональная фотосъемка интерьеров, предметная фотосъемка   Следующее изображение:
Зима. Этьен-Морис Фальконе. 1771. Эрмитаж.



Автор:
Комментарий:
Комментариев пока нет

Партнеры сайта: Copyright © 2002-2018 Rustam Taychinov
Powered by FORimages Copyright
© 2002 FORhomepages.de
Объявления:

Рыбалка в Питере