На главную / Поиск / Иконостас Исаакиевского собора
Иконостас Исаакиевского собора
|
Иконостас Исаакиевского собора |
Описание: |
В окончательном проекте внутреннего убранства собора (1842 г.) О. Монферран уделил особое внимание убранству главного иконостаса и алтарей. Рисунки архитектора позволяют судить о его замысле, где главный иконостас представляет собой грандиозное триумфальное сооружение, четкое по архитектонике и в то же время обильно украшенное декором. Подобное решение, несомненно, было связано с пониманием задачи оформления главной части храма как доминанты и было тесно связано с общим архитектурным обликом здания. Приемы оформления воплощают традиции позднего классицизма второй трети XIX в. Художественное убранство иконостаса и алтарей Исаакиевского собора воплощает синтез живописи, мозаики, скульптуры и цветного облицовочного камня.
Своей парадной пышностью иконостас, так же, как и малые приделы, превосходят многие образцы храмового зодчества.
Ведущим цветовым акцентом внутреннего убранства стали знаменитые колонны и пилястры уральского малахита и бадахшанской ляпис-лазури, с базами и капителями золоченой бронзы. Декоративный камень в сочетании с итальянскими мраморами, солеей из шоханского порфира составляет одно из крупнейших и уникальных собраний. Облицовочные работы проводились известными в то время фабриками и фирмами: Петергофской гранильной (отделка колонн ляпис-лазурью), английской фирмой Николс и Плинке (малахитовые колонны и пилястры, золочение баз и капителей ляпис-лазуритовых колонн), мастерской В. Шрейбера (золочение основы и завершения малахитовых колонн), Дершау (обработка цокольной части главного иконостаса и солеи).
Ко времени строительства Исаакиевского собора высокий иконостас, как и алтари, имел четкую каноническую структуру, сложившуюся в XIV – XVI вв. Количество его ярусов всегда было нечетным, верхний ряд был, как правило, праотеческим и представлял собой первоначальную Ветхозаветную церковь от Адама до Моисея, до получения заповедей. Ниже шел пророческий ряд: Церковь, получившая Закон от Бога. Еще ниже – праздничный ряд, связанный с Новым Заветом, далее – Деисусный чин, воплощающий идею вечного моления Церкви, воссоединяющую людей с Иисусом Христом. Помимо изображения Спасителя, Иоанна Предтечи и Богородицы появляются образы Архангелов Михаила и Гавриила, апостолов Петра и Павла и великомучеников. В нижнем ярусе от Царских врат помещаются иконы, слева – Богородицы, справа – Спасителя, и рядом – храмовая икона (изображение праздника или святого, которому посвящен храм). Царские врата в центре обычно украшены иконами «Благовещение» (Богородица и Архангел Гавриил) и четырех евангелистов: Марка, Матфея, Иоанна и Луки. Над Царскими вратами – икона «Тайная вечеря» как воплощение идеи таинства Причастия.
Царские врата северного и южного приделов украшены изображениями св. Диаконов или Архангелов как посредников совершения таинств.
Обрамляющие царские врата колонны облицованы темно-синим с золотистыми искрами бадахшанским лазуритом. Эти работы, а также мелкие декоративные детали из лазурита выполняли мастера Петергофской гранильной фабрики. Бадахшанский лазурит по качеству считается лучшим в мире. В России есть месторождения этого камня в Прибайкалье, но он не столь эффектен: менее интенсивной окраски и с многочисленными белыми вкраплениями. Афганский лазурит не только очень красив, его окраска необыкновенно прочна, он не теряет свой цвет даже при нагревании свыше 1000 градусов Цельсия. В старину этот камень живописцы использовали для изготовления ультрамарина - краски, которая не тускнела от времени. В таких масштабах, как в Исаакиевском соборе, лазурит не применялся более нигде. Высота лазуритовых колонн - около 5 м, диаметр - 0,5 м. |
|
Ключевые слова: |
иконостас, собор, Исаакиевский, церковь, храм, Монферран |
Дата: |
2008.12.22 11:33 |
Просмотров: |
43136 |
Скачиваний: |
14 |
Оценка: |
0.00 (0 Голосов) |
Размер файла: |
77.1 KB |
|