Описание: |
Рыцарский зал в Эрмитаже.
Уже во времена ок. 60 г.н.э. вручение оружия молодому германцу в присутствии народного собрания означало признание его совершеннолетним. Карл Великий в 791 г. торжественно вручил меч 13-летнему сыну Людовику, а тот в 838 г. опоясал поясом с мечом своего 15-летнего сына Карла. Этот германский обычай лег в основание средневекового посвящения в рыцари, как в члены военного сословия Возведение в рыцари в средневековых латинских текстах обозначалось словами «надеть воинский пояс». В XI—XII вв. к германскому обычаю вручения оружия прибавились обряд подвязывания шпор, облачение в кольчугу и каску. Позднее вошёл в употребление удар ладонью по шее с кратким наставлением: «Будь храбр». Историки считают, что этот обряд возник в Риме и распространился оттуда. Современники видели в нём испытание смирения.. Подзатыльник назывался «куле». Это был единственный в жизни рыцаря подзатыльник (пощёчина), который рыцарь мог получить, не возвращая. Ритуал посвящения заканчивался демонстрацией ловкости нового рыцаря: вскочив на коня, он должен был пронзить копьём установленную мишень, так называемое «чучело».
Еще от Рыцаря требовалось быть «m. i. l. e. s.», что означало - magnanimus (великодушный), ingenuus (свободорожденный), largifluus (щедрый), egregius (доблестный), strenuus (воинственный).
Помимо церемонии посвящения в рыцари, существовала также и процедура лишения рыцарского достоинства, обычно (но не обязательно) завершавшаяся передачей бывшего рыцаря в руки палача.
Церемония происходила на эшафоте, на котором был повешен обратной стороной щит рыцаря (обязательно с изображённым на нём личным гербом), и сопровождалась пением заупокойных молитв хором из дюжины священников. В ходе церемонии с рыцаря в полном облачении после каждого спетого псалма снимали какую-либо часть рыцарского облачения (снимали не только доспехи, но и например шпоры, являвшиеся атрибутом рыцарского достоинства). После полного разоблачения и ещё одного заупокойного псалма разбивали на три части личный герб рыцаря (вместе с щитом, на котором он изображён). После чего пели 109-й псалом царя Давида, состоящий из набора проклятий, под последние слова которого герольд (а иногда лично сам король) выливал на бывшего рыцаря холодную воду, символизируя очищение. Затем бывшего рыцаря спускали с эшафота при помощи виселицы, петля которой была пропущена под подмышками. Бывшего рыцаря под по улюлюканье толпы вели в церковь, где по нему проводили настоящую заупокойную службу, по окончании которой его передавали в руки палача, если ему не было уготовано по приговору иное наказание, не требующее услуг палача (если же рыцарю относительно «повезло», то всё могло ограничиться лишением рыцарского достоинства). После исполнения приговора (например, казни), герольды во всеуслышанье объявляли детей (или иных наследников) «подлыми (дословно виланами- vilain) лишёнными чинов, не имеющими права носить оружие и появляться и участвовать в играх и турнирах, при дворе и на королевских собраниях, под страхом быть раздетыми донага и высеченными розгами, подобно вилланам и рождённым от неблагородного отца». |
|