Разводка Дворцового моста |
Описание: |
На месте современного Дворцового моста задолго до его появления существовал перевоз. После постройки Благовещенского моста, Петербургский биржевой комитет обратился к царю с просьбой переместить к Зимнему дворцу наплавной Исаакиевский мост, ранее соединявший Университетскую набережную и Сенатскую площадь. Перемещение Исаакиевского моста ближе к стрелке Васильевского острова позволяло создать удобную транспортную артерию, которая бы обслуживала находящиеся на стрелке учреждения Торгового порта. Разрешение на перемещение моста было получено 5 августа 1853 года. Проект перестройки составил инженер И.К. Герард. Переправе дали новое имя — Дворцовый мост, по находящимся рядом Зимнему дворцу и Дворцовой набережной.
Потребность в строительстве нового постоянного моста через Неву между Адмиралтейской и Университетской набережными возникла ещё в 1880-х годах. В 1882 году общественные организации обратились в городскую управу с просьбой заменить плашкоутный Дворцовый мост. Однако тогда городская управа не решилась на начало строительства.
В 1896 году было принято решение о перемещении Дворцового моста вниз по течению Невы на 53 метра. Это было связано с созданием сквера у западного фасада Зимнего дворца и последующим перемещением проезжей части ближе к Адмиралтейству. Соответствующие работы производились с зимы 1896 по 23 декабря 1897 года. Дворцовый мост занял трассу современного постоянного моста. По нему проложили трассу конной железной дороги.
Весной 1899 года старые плашкоуты Дворцового моста дали течь и затонули. Это событие ускорило принятие решения о замене переправы.
Решение о замене плашкоутного моста на постоянный было принято в 1900 году. В июле этого же года Комиссии по надзору над строительством Троицкого моста было предложено разработать техническое задание на проектирование новой переправы через Неву.
В апреле 1901 года был объявлен конкурс на строительство сразу двух мостов — Дворцового и Петра Великого. На конкурс поступило 27 эскизных проектов первого из них, 13 проектов принадлежало петербургским авторам. Все работы были продемонстрированы городской думе, по общему мнению они «не произвели должного впечатления». Конкурсная комиссия же вообще отклонила все проекты, за исключением одного — эскизного проекта фирмы «Батиньоль». Цену за проект фирма запросила 4 700 000 рублей, поэтому был объявлен второй тур конкурса.
Первый тур конкурса дал возможность переосмыслить условия его программы. Было принято решение устроить разводной пролёт не у берега, как у всех существовавших тогда в Санкт-Петербурге мостов, а по центру русла. Во втором туре принимали участие исключительно отечественные предприятия. По заключению комиссии практически все они удовлетворили условиям технического проектирования.
После проведения второго тура конкурса встал вопрос о трассе моста. Расположение старой плашкоутной переправы было обусловлено наличием на стрелке Васильевского острова торгового порта. После его переезда на Гутуевский остров транспортный поток здесь многократно сократился. В результате возникли предложения о переносе трассы моста на новое место. Предлагалось построить его на месте старого Исаакиевского моста, напротив Зимней канавки, заключив её предварительно в трубу, напротив Мошкова переулка.
5 февраля 1911 года был подписан договор с Обществом Коломенских заводов, согласно которому сооружение моста и его испытания должны были быть закончены к 15 ноября 1913 года. При этим обязательным условиям стало использование только отечественных материалов силами только русских рабочих и инженеров.
Несмотря на подписание договора, окончательного проекта переправы не существовало. Первоначальный вариант проекта шестипролётного моста был отклонён архитекторами и мостостроителями, так как его автор А.П. Пшеницкий предлагал перенести сюда декор Троицкого моста. Существовал также проект, предусматривающий сооружение здесь двадцативосьмиметровых башен с подъёмными механизмами. Против этого проекта выступила Академия художеств.
В проектировании моста также принимали участие Л.Н. Бенуа, Р.Ф. Мельцер, М.М. Перетяткович. Дворцовый мост оказался самым сложным с инженерной точки зрения среди всех мостов через Неву.
Строительство моста по новому проекту А.П. Пшеницкого началось в 1912 году. 17 апреля 1914 года из-за наводнения была разрушена одна из строившихся опор. Из-за начавшейся в августе 1914 года Первой Мировой войны, начались перебои с финансированием. В результате, сроки строительства Дворцового моста были сорваны.
17 декабря 1916 года состоялась проверка конструкций моста на прочность. На мост въехали 34 грузовых автомобиля с грузом в каждом более 600 пудов. Комиссия, проводившая испытания, дала добро на открытие переправы. Движение по Дворцовому мосту открыли 23 декабря 1916 года. Но и тогда ещё не было завершено его художественное оформление. К этому времени установили лишь временные деревянные настил и перила.
В первую годовщину Октябрьской Революции 1917 года Дворцовый мост был переименован в Республиканский. Прежнее название ему было возвращено в 1944 году.
В 1939 году деревянные ограждения моста были заменены чугунными с советской символикой (проект скульптора И.В. Крестовского и архитектора Л.А. Носкова). Оставшиеся деревянные конструкции были сняты с моста только в 1977–1978 годах.
Несмотря на стремление архитекторов «приблизить» переправу к воде, мост всё равно закрывает более чем на половину высоты здания Кунсткамеры, Биржи, Адмиралтейства. Избежать этого при низких берегах Невы и соблюдении условий судоходства было невозможно.
14 ноября 1997 года состоялось торжественное открытие художественной подсветки Дворцового моста. Он стал третьим мостом после Троицкого и Лейтенанта Шмидта, получившим такую подсветку.
Разведённые крылья Дворцового моста являются одним из символов Санкт-Петербурга. Во время проведения праздничных мероприятий их иногда используют в качестве экранов для проецирования документальных фильмов. |
|
Ключевые слова: |
Дворцовый, мост |
Дата: |
2005.05.29 12:57 |
Просмотров: |
50753 |
Скачиваний: |
20 |
Оценка: |
4.75 (4 Голосов) |
Размер файла: |
60.0 KB |
|