Описание: |
Царское Село (Пушкин). Екатерининский парк. Английский пейзажный сад.
Пейзажная часть Екатерининского парка начинается сразу за южным фасадом дворца и охватывает берега Большого и Нижних прудов. Его площадь составляет 70 гектаров.
Устройство пейзажного «английского сада» было начато в 1768 году, основные работы в нем проводились в 1770–1780-е годы. Первоначальный план выполнил архитектор В. И. Неелов. Он же, совместно с садовым мастером Т. Ильиным, занимался планировкой сада. Вместе с В.И. Нееловым позже работали его сыновья архитекторы И.В. Неелов и П.В. Неелов.
В начале 1771 года В. И. Неелов на полгода был отправлен в Англию для изучения лучших образцов «тамошних» садов, главной особенностью которых было подражание естественным природным ландшафтам. «Искусство прекрасно, когда оно кажется природой, а природа удачна, когда искусство подчеркивает ее незаметно», — так выразил эту традицию английский писатель Д. Аддисон. Анализ гравированных изображений английских усадеб свидетельствует о том, что многие из них вдохновляли создателей пейзажного парка в царскосельской резиденции.
Начиная с лета 1771 года все работы по саду были поручены садовому мастеру И. Бушу—старшему, приглашенному Екатериной II из Англии и вскоре ставшему ее главным садовником. С 1789 до 1810 года переустройством садов после отъезда отца занимался И. Буш-младший. Его рукой исполнен превосходный план царскосельских садов, преподнесенный Бушем–старшим императрице перед отъездом.
При строительстве пейзажного парка были выкопаны многочисленные «прудки и канальцы», приданы естественные очертания прежним водоемам, созданы насыпные холмы и горки, посажены тысячи деревьев разных пород. Центром парка стал Большой пруд. В живописные парковые пейзажи органично вошло множество павильонов, в том числе и экзотических в виде древних руин, «готических» и «турецких» сооружений, «китайских» беседок, всевозможные мостики и колонны, созданные архитекторами Ч. Камероном, Д. Кваренги, В. И., И. В. и П. В. Нееловыми, А. Ринальди, Ю. М. Фельтеном. Большинство из них образовали сюиту памятников победам русского оружия в войнах с Турцией. Впрочем, по словам Д. С. Лихачева, «"турецкие" постройки в Царскосельском парке вовсе не были связаны только с победами над Турцией. Это не столько памятники побед, сколько стилистическая особенность романтизма —делать сад экзотическим и национально разнообразным».
К концу XVIII века Екатерининский парк приобрел в основном завершенный вид. В начале XIX века работы по преобразованию некоторых частей парка были продолжены, в середине века возник Собственный садик, появилось несколько новых павильонов, расширилось скульптурное собрание.
Пейзажная часть Екатерининского парка начинается сразу за южным фасадом дворца и охватывает берега Большого и Нижних прудов. Его площадь составляет 70 гектаров.
Устройство пейзажного «английского сада» было начато в 1768 году, основные работы в нем проводились в 1770–1780-е годы. Первоначальный план выполнил архитектор В. И. Неелов. Он же, совместно с садовым мастером Т. Ильиным, занимался планировкой сада. Вместе с В.И. Нееловым позже работали его сыновья архитекторы И.В. Неелов и П.В. Неелов.
В начале 1771 года В. И. Неелов на полгода был отправлен в Англию для изучения лучших образцов «тамошних» садов, главной особенностью которых было подражание естественным природным ландшафтам. «Искусство прекрасно, когда оно кажется природой, а природа удачна, когда искусство подчеркивает ее незаметно», — так выразил эту традицию английский писатель Д. Аддисон. Анализ гравированных изображений английских усадеб свидетельствует о том, что многие из них вдохновляли создателей пейзажного парка в царскосельской резиденции.
Начиная с лета 1771 года все работы по саду были поручены садовому мастеру И. Бушу—старшему, приглашенному Екатериной II из Англии и вскоре ставшему ее главным садовником. С 1789 до 1810 года переустройством садов после отъезда отца занимался И. Буш-младший. Его рукой исполнен превосходный план царскосельских садов, преподнесенный Бушем–старшим императрице перед отъездом.
При строительстве пейзажного парка были выкопаны многочисленные «прудки и канальцы», приданы естественные очертания прежним водоемам, созданы насыпные холмы и горки, посажены тысячи деревьев разных пород. Центром парка стал Большой пруд. В живописные парковые пейзажи органично вошло множество павильонов, в том числе и экзотических в виде древних руин, «готических» и «турецких» сооружений, «китайских» беседок, всевозможные мостики и колонны, созданные архитекторами Ч. Камероном, Д. Кваренги, В. И., И. В. и П. В. Нееловыми, А. Ринальди, Ю. М. Фельтеном. Большинство из них образовали сюиту памятников победам русского оружия в войнах с Турцией. Впрочем, по словам Д. С. Лихачева, «"турецкие" постройки в Царскосельском парке вовсе не были связаны только с победами над Турцией. Это не столько памятники побед, сколько стилистическая особенность романтизма —делать сад экзотическим и национально разнообразным».
К концу XVIII века Екатерининский парк приобрел в основном завершенный вид. В начале XIX века работы по преобразованию некоторых частей парка были продолжены, в середине века возник Собственный садик, появилось несколько новых павильонов, расширилось скульптурное собрание. |
|