Описание: |
Буфетная относилась к личным покоям императрицы и до 1761 года составляла часть Уборной на половине Елизаветы Петровны. В середине XIX века комната была разделена белой штофной перегородкой, за которой во время приемов устраивался служебный буфет для сервировки столов.
Нынешний интерьер Буфетной полностью воссоздан после разрушений военного времени. Стены затянуты белым штофом в резных золоченых рамах, в углу установлена печь с расписными изразцами, двери украшены позолоченными десюдепортами с причудливой барочной резьбой. В простенке между окнами, выходящими на дворцовый плац, расположено зеркало в резной золоченой раме с двумя светильниками-бра.
Для плафона использована картина известного итальянского художника XVII века П. да Кортоны (1596–1669) «Ловля кораллов», переданная в Царское Село из фондов Государственного Эрмитажа в послевоенное время. Две декоративные композиции, выполненные в технике гризайли, изображают путти с гирляндой цветов и амуров на дельфине. Живописные вставки заключены в изящный лепной орнамент в виде вьющихся побегов.
Мебель Буфетной относится к XVIII столетию: это барочные кресла работы отечественных мастеров, выполненные одновременно с резной отделкой залов дворца, французский комод наборного дерева XVIII века и столики-бобики, изготовленные в петербургских мастерских, один из которых специалисты связывают с деятельностью придворного мебельщика Екатерины II Х. Мейера. Также в зале представлены два западноевропейских натюрморта XVII века и две анималистические композиции художника И.-Ф. Гроота, написанные в середине XVIII столетия для царскосельского павильона Монбижу.К Картинному залу примыкает Малая Белая столовая, с которой начинались личные покои императрицы Елизаветы Петровны, а позднее — Екатерины II, в свою очередь передавшей их любимому внуку —великому князю Александру Павловичу, будущему императору Александру I.
Отделка столовой была выполнена по проекту архитектора Ф.-Б. Растрелли в 1752–1756 годах: стены покрывал белый штоф в резных золоченых рамах, двери украшали выполненные по моделям скульптора И.-Ф. Дункера десюдепорты в виде сложных композиций с охотничьими трубами, колчаном, орлом с распростертыми крыльями, гирляндами с цветами и т. д. Дополняли интерьер печь с «гамбургскими» изразцами, зеркала в резных золоченых рамах и наборный паркет — традиционные элементы барочного декора. После пожара в 1820 году отделка столовой была восстановлена под руководством архитектора В. П. Стасова, в 1850-х годах по проекту А. И. Штакеншнейдера был создан лепной и живописный декор потолка.
Во время Великой Отечественной войны отделка интерьера была полностью утрачена. К сегодняшнему дню его реставрация завершена: восстановлена резьба на стенах и резные десюдепорты, барочная печь, установлен белый штоф на стенах. Для плафона использована копия картины К. Ванлоо «Купание Венеры». Кроме того, в Малой Белой столовой размещены подлинные предметы, сохраненные в эвакуации: виды Большого Царскосельского дворца и парка работы Ф.-Х. Баризьена (1724–1796), три пейзажа Ж. Делабарта (около 1730–?), изображающие Екатерининский парк, и полотно Ф. Я. Алексеева (1753–1824) с видом на Камеронову галерею.
Примечательны в зале резные золоченые кресла русской работы середины XVIII века и выполненное в 1770-х годах охтинским мастером Н. Васильевым бюро наборного дерева. История этого бюро, заказанного, по всей видимости, лично Екатериной II, связана с церемонией закладки Кремлевского дворца, состоявшейся 1 июня 1773 года в Москве. По замыслу выдающегося архитектора В. И. Баженова, идеями которого была в это время увлечена императрица, новое здание должно было затмить славу древних чудес света и удивить мир «величавостью и огромностью». Вероятно, поэтому фасад бюро украшен видом на Московский Кремль. Связь предмета с именем Екатерины II подтверждает и наличие в его декоративной отделке двух наборных композиций с изображением павильонов Царского Села: Эрмитажа и Охотничьего павильона, или Монбижу (с гравюр А. А. Грекова и Е. Г. Виноградова по рисункам М. И. Махаева). |
|