Петербург фото. Банк фотографий Санкт-Петербурга
   На главную / Поиск / Екатерининский дворец в Царском селе. Арабесковый зал.

Екатерининский дворец в Царском селе. Арабесковый зал.


Екатерининский дворец в Царском селе. Арабесковый зал.


    

Екатерининский дворец в Царском селе. Арабесковый зал.
Описание:
Арабесковый зал – один из самых эффектных парадных залов, созданных Ч. Камероном в Большом Царскосельском дворце для императрицы Екатерины II.

Парадные и личные комнаты Екатерины II располагались в южном крыле дворца, на месте растреллиевских Парадной лестницы, Четвертой и Пятой антикамер, и в новом флигеле, пристроенным ко дворцу по желанию Екатерины II в 1779–1780-х годах, позже названным Зубовским. Отделка новых залов продолжалась несколько лет по проекту архитектора Ч. Камерона (1743–1812), шотландца по происхождению, столь же страстно увлеченного античностью, как и сама императрица. Под наблюдением Камерона были оформлены новые парадные апартаменты – Арабесковый, Лионский, Китайский залы и Купольная столовая, а также личные комнаты Екатерины II – Опочивальня, Синий кабинет («Табакерка»), Серебряный и Зеркальный кабинеты, Рафаэлевская комната. В этих интерьерах воплотились самые оригинальные замыслы архитектора, восхитившие хозяйку резиденции и изумившие современников.

Во время Великой Отечественной войны комнаты Екатерины II подверглись значительным разрушениям; при восстановительных работах в начале 1950-х годов они были приспособлены для нужд Военно-морского училища, которое временно расположилось в здании дворца, а позже в южном крыле здания размещались база отдыха и художественная школа.

В результате реконструкции, завершенной в 2005 году, комнаты Екатерины II приобрели исторические объемы.

Работы по воссозданию Арабескового зала начались в 2006 году ООО «Ресстрой». В основу проекта воссоздания, выполненного архитектором А.А. Кедринским в 1979 году, положены эскизные проекты Ч. Камерона, хранящиеся в Государственном Эрмитаже, альбом фотографий СНПО «Реставратор», фиксирующих состояние интерьера до и после разрушений 1945 года и акварель Э.П. Гау, как максимально достоверное фиксационное изображение зала, отражающее первоначальный авторский замысел Ч. Камерона.

Арабесковый зал – первый из воссозданных на половине Екатерины II.

Первоначально на его месте располагалась Четвертая антикамера, торжественный растреллиевский зал, занимавший всю ширину дворца и освещенный с востока и запада. В конце ХVIII века помещение было разделено на два продольной стеной; Арабесковый зал, как и все парадные залы дворца, обращен окнами на парадный плац.

Работу над проектом зала Ч. Камерон начал сразу по прибытии в Царское Село; полностью новый интерьер был завершен в 1784 году. Но уже в 1783 году Екатерина II начала устраивать приемы в «Арабеск», так она называла эту комнату: 1 мая «знатные российские обоего пола персоны и чужестранные министры» были приглашены в новые покои, 20 мая 1783 года в «Арабеске» был устроен бал, где также играли в карты и шахматы.

Арабесковый зал Ч. Камерон декорировал пилястрами, зеркалами в овальных рамах и прямоугольными вертикальными панно с росписью в виде арабесок; мотивы живописи определили название зала. Зал двусветный, поэтому Ч. Камерон сделал его композицию двухъярусной; верхний ярус с живописными медальонами с аллегорическими фигурами в античных одеяниях отделяет широкая лента золоченого фриза. В центре восточной стены установлен камин из белого итальянского мрамора.

В основе программы плафона положена тема восхваления человеческих добродетелей. Медальоны плафона, расположенные по кругу зеркала потолка представляют аллегории мира, удачи, дружбы, приветливости, великодушия, доверия, милосердия и вдохновения. Композиция центрального медальона напоминает широко известный мифологический сюжет о Парисе, выбирающем одну из богинь, однако художник изобразил аллегории красоты, скромности и терпения. Античный миф переосмыслен в соответствии с идеями эпохи Просвещения как торжество добродетели: «Красота», «Скромность» и «Терпение» представлены в окружении «Мира», «Патриотизма», «Дружбы», «Приветливости», «Великодушия», «Доверия», «Милосердия» и «Гениальности».

На фризе стен зала также расположены живописные медальоны. Фигуры написаны в технике гризайли на голубом фоне, в подражание фарфоровым пластинам мануфактуры Веджвуда, и гармонично вписываются в изящную орнаментику зала. Добродетели, изображенные в виде аллегорических фигур на плафоне Арабескового зала, находят продолжение в декоративных медальонах, расположенных вдоль стен: «Доброта», «Вера», «Сила духа» и «Милосердие»сохраняют «Благоденствие» и наполняют «Время» смыслом, делая «Историю» достойной, благодаря «Истине», «Смелости» и «Познанию».

При воссоздании убранства Арабескового зала были использованы его сохранившиеся фрагменты – четыре живописные вставки плафона, 7 бронзовых бра на три свечи, камин из белого мрамора, две овальные зеркальные рамы, подзеркальный стол-консоль, фрагменты лепного и резного орнаментов.
Ключевые слова:  
Дата: 2015.02.22 01:19
Просмотров: 23575
Скачиваний: 0
Оценка: 0.00 (0 Голосов)
Размер файла: 240.4 KB

IPTC Info
Copyright Notice: www.spbfotos.ru
Профессиональная фотосъемка интерьеров, предметная фотосъемка   Следующее изображение:
Вид на Исаакиевский с колокольни Петропавловского собора



Автор:
Комментарий:
Комментариев пока нет

Партнеры сайта: Copyright © 2002-2023 Rustam Taychinov
Powered by FORimages Copyright
© 2002 FORhomepages.de
Объявления:

Рыбалка в Питере