Описание: |
Лучшим украшением собора является его иконостас, едва ли не единственный в России по своему необыкновенному изяществу. С первого взгляда он поражает оригинальностью своей формы, своей величиной и чистотой резьбы. Царскими вратами он разделяется на две равные половины, над которыми расположена довольно высокая арка. В верхней части арки расположен Нерукотворный образ Спасителя и икона Воскресения Христова в великолепной массивной раме. Высота и легкость этой арки, в соединении с массивностью находящейся на ней рамы, придают этой части иконостаса необыкновенное изящество.
Сам иконостас представляет собой четыре как бы отдельных огромных киота, соединенных между собой тремя вратами: Царскими, Северными и Южными. Больших местных икон в иконостасе шесть: Спасителя и Божией Матери из Царских врат, св. апостола Петра на правой стороне у окна и св. апостола Павла у окна на левой стороне, пророка Иезекииля на Южных вратах и св. Сампсона на Северных. Все иконы в иконостасе собора являются выдающимися памятниками русской иконописи.
С начала XVIII столетия все они были написаны русским художником Меркурьевым с товарищами по левкасу, на яичном желтке. По мнению искусствоведов, они близки к фряжской школе.
В алтаре за жертвенником, и в храме пред иконостасом, в киоте, имеющем форму яслей Спасителя, сохраняются резные иконы из слоновой кости, сделанные лично Императором Петром Великим.
В соборе имеются три образа, которые заслуживают особенного внимания из-за своего старинного происхождения. Это образ Знамения Божией Матери, Смоленский образ Божией Матери и образ Иоанна Богослова. Первые два образа по своему стилю принадлежать к началу XVIII века. Образ Знамения Божией Матери - произведение новгородских иконописцев, а Смоленский образ Божией Матери — московских. На одном и на другом сохранились старинные серебряные оклады.
Третий образ Иоанна Богослова, находящийся в главном алтаре, принадлежит к лучшей школе московских иконописцев конца XVI века. |
|