Описание: |
1.Статуэтка мужчины и Женская статуэтка. 23-21 тыс. лет назад
2. Плитка с изображением мамонта
3. Диадемы
4. Скульптурное изображение мамонта. Бивень, кость мамонта.
Мергель. 10,1 x 4 см; толщина 1,7-3,5 см. Костенки I(Дон)
Женская фигурка представляет собой изображение палеолитической "Венеры" c увеличенными округлыми формами груди и живота. Безликая голова наклонена к груди. Руки прижаты к туловищу, их кисти расположены на животе. Поверхность головы покрыта рядами насечек и прочерченными линиями, которые создают изображение прически или шапочки. Нагрудное украшение передано рельефным жгутиком (перевязь), соединенным через плечи лентами. На руках изображены браслеты.
(Возможная интерпретация: "символ плодородия", "мать-прародительница", "хозяйка очага", "покровительница и хозяйка зверей" и т. п.)
С древнейшими остатками человеческой культуры знакомят археологические коллекции палеолита с территории Кавказа, Крыма, Русской равнины, Сибири, Алтая, представленные характерными типами каменных орудий труда, в частности, из Игнатенкова Кутка (Прикубанье), Сатани-Дар (Армения), Стинки (Приднестровье) и Усть-Канской пещеры (Алтай).
Из поселений Мальта (Сибирь), Майнинская (Сибирь), Костенки I (Дон) происходят разнообразные художественные изделия каменного века.
Особое место среди археологических коллекций музея занимают памятники первобытного изобразительного творчества, которое является бесценным и единственным источником при восстановлении и изучении духовной культуры людей глубокой древности.
Специфические особенности палеолитического искусства Прибайкалья хорошо видны на женских статуэтках стоянки Мальта, среди которых есть исключительно редкие для верхнего палеолита фигурки женщин в одеждах.
Здесь же обнаружены пластины бивня мамонта c гравированными изображениями мамонта и змей, фигурки летящих птиц.
Об искусстве этого времени дает представление мелкая пластика из поселения Костенки I и глиняная антропоморфная статуэтка Майнинской стоянки.
На многих предметах выполнена орнаментация: в Мальте - насечкообразные и ямочные углубления, создающие спиралевидные композиции, в Костенках I -геометрического характера.
Назначение и смысл художественных произведений эпохи палеолита связывают с древними культами. |
|