Петербург фото. Банк фотографий Санкт-Петербурга
   На главную / Фото Петербурга / Эрмитаж / Скорчившийся мальчик. Микеланджело Буонарроти. XV век. Эрмитаж.

Скорчившийся мальчик. Микеланджело Буонарроти. XV век. Эрмитаж.


Скорчившийся мальчик. Микеланджело Буонарроти. XV век. Эрмитаж.


    

Скорчившийся мальчик. Микеланджело Буонарроти. XV век. Эрмитаж.
Описание:
Скорчившийся мальчик. Микельанджело. (1475-1564)
Из собрания Лайд Брауна
Микеланджело Буонарроти (1475—1564): «И высочайший гений не прибавит единой мысли к тем, что мрамор сам таит в избытке»

«Скорчившийся мальчик» — единственная скульптура Микеланджело в России. Находится на постоянной экспозиции в Государственном Эрмитаже в Санкт-Петербурге. Изготовлена из мрамора в 1530—1534 годах, высота — 54 см. По одной из версий первоначально скульптура задумывалась для проекта капеллы Медичи в церкви Сан-Лоренцо. Однако вероятнее она была сделана Микеланджело во время нападения испанцев на Флоренцию в 1529-1530гг, когда он нашел убежище в одном из монастырей. Некоторые искусствоведы считают, что в этой скульптуре Микеланджело отразил угнетенное состояние флорентийцев в этот период. «Скорчившийся мальчик» был приобретён Екатериной II в 1785 году.

Светило Микеланджело Буонарроти является одним из ярчайших на небосклоне Высокого Возрождения. Отец его был небогатый дворянин, мать умерла очень рано, и поэтому мальчик воспитывался в доме кормилицы, где он и научился работать с глиной и резцом даже раньше, чем освоил грамоту. Прожив почти девяносто лет, Микеланджело оставил уникальное наследие, которое надолго предопределило развитие всего европейского искусства. Истинный сын своей эпохи, Буонарроти личность поистине универсальная: он и скульптор, и живописец, и архитектор, и поэт, однако показательно, что именно скульптуру он ставил для себя всегда на первое место. Даже в живописи Микеланджело ощущается скульптурная пластичность движений и мощная лепка объемов, да и в поэзии его есть место образу ваятеля и камня. Побывав в Италии во Флоренции, можно увидеть знаменитого «Давида», в Риме – росписи Сикстинской капеллы, а также прославленный архитектурный шедевр Микеланджело – купол собора Св.Петра в Ватикане. В Петербурге же находится всего одно творение великого гения, но и оно делает нас причастными тайнам его творчества.
«Скорчившийся мальчик» (ок.1530—1534) в собрании Эрмитажа

Считается, что Микеланджело работал над этим произведением параллельно с оформлением скульптурного убранства капеллы Медичи во Флоренции. Сохранившийся набросок гробницы Медичи, датируемый 1523 годом, косвенно указывает на то, что первоначальный замысел эрмитажной статуи, возможно, был связан с этой гробницей. Однако реальное воплощение «Скорчившегося мальчика» датируется первой половиной 1530-х годов, и вряд ли уже относится к замыслу гробницы – это, скорее, самостоятельная станковая пластика. В 1534 году Микеланджело покидает Флоренцию и отправляется в Рим, оставив целую мастерскую незавершенных работ. Впоследствии племянник скульптора Леонардо Буанарроти передал все содержимое мастерской великому герцогу Козимо I Медичи. Возможно, что именно из коллекции Медичи скульптура попала потом к англичанину Джону Лайд Брауну, в каталоге собрания которого есть на это указание. В 1785 году коллекцию Лайд Брауна приобрела Екатерина Великая – и «Скорчившийся мальчик» из Англии переехал в Россию. При Екатерине он был помещен в Гроте Царского Села, в начале XIX века находился в Академии Художеств, и только в 1851 году при открытии Императорского публичного музея оказался в Эрмитаже.

Скульптура не закончена мастером, и это очевидно при ближайшем ее рассмотрении: спина, таз и ноги фигуры проработаны более тщательно, а вот лицо, кисти рук и стопы намечены в самом общем виде. Кроме того, из-за отсутствия полировки по всему телу юноши можно разглядеть следы рабочего инструмента. Понять, почему Микеланджело не завершил свою работу так же сложно, как и проникнуть в сознание творца. Возможно, определенную роль сыграло стечение обстоятельств, и во время создания статуи мастер был отвлечен чем-то другим. Однако такое объяснение было бы слишком простым и банальным, особенно если учитывать значимость личности Микеланджело. Есть версия, что в этой незаконченности воплотился собственный взгляд ваятеля на искусство, намного опережавший свое время. Обходя кругом этого юношу, словно погружаешься в творческий процесс демиурга, потому что фигура рождается буквально на глазах: единство с глыбой еще не разрушено, связь с материей еще не прервана, но мрамор уже становится плотью, а образ обретает жизнь. Так же и человек – венец творения – всегда ощущает свою тысячелетнюю связь с материей, а значит – с природой.
Тело юноши, где каждая мышца напряжена до предела, напоминает пружину, готовую распрямиться в любой момент. Но ему уже не суждено расправить свои молодые плечи и поднять поникшую голову, ведь дух юноши сломлен... В 1530 году Флоренция потеряла независимость, пав под натиском испанского короля Карла V и римского папы Климента VII. Страшный террор, развязанный тогда против защитников свободолюбивого города, окончательно подавил его жителей. Такое трагическое мироощущение, конечно, не могло остаться в стороне от искусства Микеланджело, работавшего над «Скорчившимся мальчиком» как раз в это время. Таким образом, получается, что здесь нашли свое прямое воплощение не только сложные пластические задачи, но и самое настоящее крушение высоких идеалов эпохи Возрождения, где мужественный, сильный и прекрасный человек оказывается сломленным и порабощенным.
При рассмотрении «Скорчившегося мальчика» стоит обратить внимание на качество мрамора, из которого он создан. В эпоху Возрождения подобные скульптуры делались, как правило, из статуарного мрамора чисто белого цвета. Здесь же белизна камня с многочисленными прожилками и вкраплениями далека от совершенства. Вероятнее всего, тяжелое положение Флоренции в 1530-х годах как раз и послужило причиной того, что Микеланджело не смог раздобыть мрамор первого сорта. А возможно, что качество материала вовсе не было для гения главным, и он легко обошелся тем, что было у него под рукой. Специалисты также указывают на некоторые ошибки в передаче анатомии тела, которые заставляют предположить, что Микеланджело не пользовался предварительной глиняной моделью, а создавал юношу сразу в мраморе, причем из единого его блока кубической формы, отсекая постепенно все ненужное, высвобождая из камня этот насыщенный в своем драматизме образ.
Ключевые слова: Микеланджело_Буонарроти
Дата: 2014.02.12 12:57
Просмотров: 36866
Скачиваний: 0
Оценка: 0.00 (0 Голосов)
Размер файла: 216.5 KB

IPTC Info
Copyright Notice: www.spbfotos.ru
Предыдущее изображение:
Шпалера «Африка»

Профессиональная фотосъемка интерьеров, предметная фотосъемка   Следующее изображение:
Портрет Екатерины II. Жан-Антуан Гудон. 1773 г. Эрмитаж



Автор:
Комментарий:
Комментариев пока нет

Партнеры сайта: Copyright © 2002-2023 Rustam Taychinov
Powered by FORimages Copyright
© 2002 FORhomepages.de
Объявления:

Рыбалка в Питере