Петербург фото. Банк фотографий Санкт-Петербурга
   На главную / Фото Петербурга / Эрмитаж / Зима. Этьен-Морис Фальконе. 1771. Эрмитаж.

Зима. Этьен-Морис Фальконе. 1771. Эрмитаж.


Зима. Этьен-Морис Фальконе. 1771. Эрмитаж.


    

Зима. Этьен-Морис Фальконе. 1771. Эрмитаж.
Описание:
Зима. Этьен-Морис Фальконе. 1716-1791
Мрамор. 1771. Эрмитаж.
Поступила в 1932 из Гатчинского дворца-музея.

Франция. Между 1763-1771 гг.
Мрамор. 135 см
Источник поступления в музей: Гатчинский дворец-музей. 1932 г.
Фальконе начал работу над статуей "Зима" в 1763 г., выполняя заказ маркизы Помпадур, фаворитки Людовика XV, которая была его первой покровительницей. Смерть маркизы в следующем году остановила работу над скульптурой. После окончания переговоров о приезде в Россию для выполнения памятника Петру I, незаконченная работа была приобретена Екатериной II и в 1766 г. отправлена в Петербург, где Фальконе ее завершил.
Первоначально скульптуру хотели поместить в Ботаническом саду. Зима представлена в образе молодой женщины, укрывающей краем плаща цветы. У ее ног - расколовшаяся чаша с замерзшей водой - символ зимнего холода; куб, на котором она сидит, украшен знаками Зодиака, соответствующими зимним месяцам.
В строгой простоте композиции, четком замкнутом контуре фигуры, реалистической трактовке деталей проявляется умение скульптора тонко сочетать условность языка аллегории с верностью натуре. Современники считали эту статую шедевром. "Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я только могу сделать; я даже смею думать, что она хороша", - так писал об этой работе сам скульптор.

ФАЛЬКОНЕ (Falconet) Этьен Морис (1716-91), французский скульптор. Изящные композиции в духе раннего классицизма (''Пигмалион'', 1763), модели для севрского фарфора. В 1766-78 работал в России, где создал памятник Петру I в Санкт-Петербурге (''Медный всадник''). * * * ФАЛЬКОНЕ (Falconet) Этьен Морис (1 декабря 1716, Париж — 24 января 1791, там же), французский скульптор, в своих произведениях воплотивший эмоционально-лирическую линию европейского классицизма середины — второй половины 18 в. Учился у своего дяди, мраморщика по профессии, затем работал под руководством придворного скульптора-портретиста Жана Батиста Лемуана, одновременно изучая в версальском парке работы известных французских мастеров. В 1744 принят в парижскую Академию за представленную на конкурсе группу ''Милон Кротонский'' (авторский гипс — 1744, Эрмитаж); в 1754 году за исполнение этой группы в мраморе получил звание академика. В этом раннем произведении, как и в ряде других работ (''Франция, обнимающая бюст Людовика XV'' по рисунку Ш. Куапеля, 1748, завершена О. Пажу в 1779, Лувр), Фальконе сохранил свойственную пластике барокко динамику и театральность, одновременно тяготея к классицистической ясности формы. Работы для церкви св. Роха. В 1753—66 годах Фальконе принимает участие в украшении капелл Распятия и св. Девы в парижской церкви св. Роха. Из восьми скульптурных групп, исполненных в манере барочных алтарей 17 в., сохранилась лишь одна (''Моление о чаше''), остальные погибли в годы Французской революции. В капелле Распятия скульптурную группу со Спасителем на кресте Фальконе установил на постаменте в виде груды необработанных камней, контраст естественной фактуры постамента и отполированных фигур создавал изысканный декоративный барочный эффект (впоследствии этот прием будет использован в памятнике Петру I). Произведения 1750-60-х годов. В работах, исполненных по заказу мадам де Помпадур, фаворитки Людовика XV, старался следовать господствовавшей при дворе моде на искусство рококо. Статуи ''Музыка'', ''Амур'', ''Купальщица'' (все — 1750-е, Лувр), полные рокайльной (см. рокайль) изысканной грации, естественны и изящны без жеманства, — аллегорические образы по-земному конкретны. В 1757 Фальконе был назначен директором Севрской фарфоровой мануфактуры (находившейся под покровительством маркизы де Помпадур), для которой создает целое множество сразу вошедших в моду статуэток из бисквита с изображением аллегорий и мифологических персонажей (''Психея'', 1758, Эрмитаж). Преклоняясь перед античным искусством, мастер, однако, никогда не воспринимал его как холодный и безжизненный канон. ''Только природу, живую, одухотворенную, страстную должен воплощать скульптор в мраморе, в бронзе или в камне'', — эти слова всегда были девизом Фальконе. Образы сидящей девочки-подростка с розами у ног (''Флора'', 1750—60, Эрмитаж), юной девушки в античном хитоне с голубем в руках (''Нежная грусть'', 1763, Эрмитаж), ожившей Галатеи, перед которой склонился восхищенный Пигмалион (''Пигмалион и Галатея'', 1763, Лувр), исполнены нежного элегического настроения, силуэты фигур плавны и изящны, легкие наклоны полны музыкальной грации. Подлинным шедевром мастера явилась статуя ''Зима'' (начата по заказу мадам де Помпадур в середине 1750-х гг. и завершена в 1771), о которой восторженно отозвался друг скульптора Дени Дидро, не раз повторявший, что ценит в творчестве Фальконе прежде всего верность природе. Облик сидящей девушки, олицетворяющей зиму и прикрывающей плавно спадающими складками одеяния, как снежным покровом, цветы у ног, полон тихой мечтательной грусти. Аллюзией зимы являются знаки зодиака, изображенные по сторонам постамента, и чаша у ее ног, расколовшаяся от замерзшей воды. ''Это, может быть, самая лучшая вещь, какую я мог сделать, и я смею думать, что она хороша'', — писал Фальконе.
Фальконе уехал в Голландию в 1781 и затем вернулся во Францию. Последние 10 лет жизни, разбитый параличом, он не мог работать.
Ключевые слова:  
Дата: 2014.02.12 12:51
Просмотров: 42526
Скачиваний: 0
Оценка: 0.00 (0 Голосов)
Размер файла: 254.0 KB
Предыдущее изображение:
Портрет Екатерины II. Жан-Антуан Гудон. 1773 г. Эрмитаж

Профессиональная фотосъемка интерьеров, предметная фотосъемка   Следующее изображение:
Вольтер сидящий в кресле. Жан-Антуан Гудон. 1781 г. Эрмитаж



Автор:
Комментарий:
Комментариев пока нет

Партнеры сайта: Copyright © 2002-2023 Rustam Taychinov
Powered by FORimages Copyright
© 2002 FORhomepages.de
Объявления:

Рыбалка в Питере