Описание: |
Христос - вседержитель. Тициан (Тициано Вечеллио)
Около 1570 г.
Холст, масло
Эрмитажная картина относится к последним годам творчества Тициана, когда художник особенно часто обращался к религиозным сюжетам. Образ Христа Вседержителя восходит к византийской христианской иконографии: правая рука Пантократора поднята в благословляющем жесте, в левой - хрустальная сфера, символ власти над миром. Сохраняя величие и духовную мощь византийских прототипов, образ Христа, созданный Тицианом, глубоко человечен. Сдержанное по колориту полотно впечатляет энергичной проработкой основных цветов - красного и синего, тонкой нюансировкой тональных переходов на освещенном лице, виртуозностью деталей - несколько точных ударов кисти передают прозрачность и выпуклость хрустальной сферы. Как и "Мария Магдалина", "Христос Вседержитель" был приобретен Кристофоро Барбариго у сына Тициана. В 1850 г. коллекция Барбариго была куплена для Эрмитажа.
Поступление в 1850 из собрания Барбариго . Венеция
Зал получил название "Тицианова кабинета", так как здесь были собраны полотна Тициана, приобретенные в 1850 г. в составе коллекции Барбариго. "Этот великий род в течение веков собрал неисчислимые сокровища…. И среди них особое место принадлежит Картинной галерее классиков венецианского искусства, которая по количеству работ Тициана Вечеллио может быть названа уникальной…" - писал современник. Патрицианское семейство Барбариго связывали с Тицианом долгие дружеские отношения. После смерти художника Кристофор Барбариго купил у сына Тициана дом и картины великого мастера. Среди полотен, ставших гордостью эрмитажной коллекции, упоминается "Кающаяся Мария Магдалина". Эту картину, согласно преданию, Тициан держал в руках в свой смертный час. Для Императорской галереи приобретение собрания Барбариго стало значительным и в какой-то степени символическим событием: это со времен Екатерины II единственный случай покупки полной коллекции. |
|