Описание: |
Колесница с Вакхом.
Слоновая кость, дерево, резьба.
Вторая четверть XVIII в. Германия. Мюнхен. Мастер Симон Трогер.
Поступление : 1923 г. Ранее в собрании князей Юсуповых
Популярный бог вина, первоначально бог плодородия, являвшийся в облике быка или козла, обряды поклонения которому сопровождались безумными оргиями, когда животное раздиралось на куски и его мясо съедалось сырым, что символизировало съедание самого бога. В Греции этот культ был, по-видимому, особенно притягателен для женщин. Менада или вакханка (женщина, почитавшая Бахуса в ее типичном одеянии, ниспадающем мягкими складками, непременным тамбурином, всем обликом своим выражающая покинутость, - образ этот впервые стал известен нам по изображениям на чаше для питья, относящейся к V в.до н.э. Сам Бахус изображается в виде обнаженного юноши с венком из листьев и гроздей винограда на голове, держащего ТИРС—жезл, увенчанный сосновой шишкой (древним символом плодородия) и иногда увитый плющом (также священным для Бахуса). Он часто пьяный. Его триумфальную колесницу мотут везти ТИГРЫ, ЛЕОПАРДЫ или КОЗЛЫ (первые двое животных отражают, вероятно, распространение его культа в Азии), реже КЕНТАВРЫ или ЛОШАДИ. Бахуса сопровождали не только менады, но также некоторые малые божества, связанные, как и он сам, с поклонением козлу, которые сохранили некоторые свои характерные особенности, такие как расщепленные (козлиные) копыта и козлиную физиономию, - САТИР, СИЛЕН и, реже, ПАН. Они играют на дудках, аккомпанируя пению и танцам вакхического ритуала. Манипуляция змеями также составляла часть ритуалов, э??? сатиры яередко изображались со змеями, обвивающими их тела. (В этой связи См.т.ж. САТИР.) Для гуманистов итальянского Возрождения страстный дух Бахуса представлялся чем-то противоположным умеренной ясности разума, персонифицируемой Аполлоном. |
|