Описание: |
Лоджии Рафаэля в Эрмитаже - копия знаменитой галереи, cооруженной в начале 16 века в Ватикане, во дворце Папы Римского по проекту архитектора Д. Браманте. Стены и своды галереи украшены фресковыми росписями и скульптурными рельефами, исполненными по замыслу и эскизам Рафаэля его учениками. Эрмитажная копия, повторяющая архитектуру и декор римской галереи, была создана по желанию Екатерины II. Петербургские Лоджии первоначально представляли собой отдельное сооружение (арх. Дж. Кваренги), в середине 19 века корпус галереи был включен в объем Нового Эрмитажа, построенного для музейных собраний по проекту архитектора Лео фон Кленце. Копии с фресок, осуществленные в Ватикане под руководством художника К. Унтербергера, были исполнены темперными красками на холстах, натянутых на деревянные рамы. Лоджии Рафаэля - цельный ансамбль, в котором отлично соединены архитектура, живопись и скульптура. Галерея состоит из тринадцати одинаковых архитектурных объемов, каждый из которых перекрыт отдельным сводом. Упругие арки сводов и мощные опорные столбы создают мерный, четкий ритм. Характерное для эпохи Возрождения обращение к искусству древних, а также стремление обнаружить связь между античностью и христианством, воплощено и в декоре галереи. Своды украшены картинами на библейские сюжеты, - по четыре в каждой части. Этот цикл из пятидесяти двух композиций, сорок восемь из которых посвящены Ветхому Завету, а четыре - Новому Завету, - получил название "Библия Рафаэля". Последовательно представлены ветхозаветные события - история Адама и Евы, Всемирный потоп, деяния патриархов (Авраама, Исаака, Иакова, Моисея) и царей (Давида, Соломона). Новозаветные сюжеты - Рождество, Поклонение Волхвов, Крещение и Тайная Вечеря, завершающая цикл. На стене под зеркалами расположены 10 сцен на библейские сюжеты, выполненные в технике гризайли. Небольшие рельефы, располагающиеся между живописными композициями ватиканской галереи, воспроизведены в эрмитажных Лоджиях также в технике гризайли. Под впечатлением от античных орнаментов Рафаэль создал композиции, в которых диковинные образы причудливо сочетаются с мотивами, навеянными земной реальностью. Орнамент такого типа получил название "гротеск". Возникшее от слова "грот" (пещера), оно связано с росписями интерьеров "Золотого дома" - дворца императора Нерона, руины которого, со временем оказавшиеся под землей, были открыты в конце XV века. Гротески, рожденные свободной и яркой фантазией Рафаэля, не имеют себе равных в искусстве эпохи Возрождения. По распоряжению Екатерины на торцовой стене эрмитажной галереи был помещен портрет "божественного Рафаэля" (в ватиканских лоджиях на этом месте изображен герб Медичи - рода, к которому принадлежал заказчик галереи Папа Лев X)
Текс взят с сайта www..hermitagemuseum.org |
|