Описание: |
Довелось ли этим доспехам побывать в бою? Здесь можно предположить отрицательный ответ, потому что цена вооружения с художественной отделкой была очень высокой, и оно скорее предназначалось для парадов или красочных турниров, чем для полевого боя, где его могли повредить. Владельцы доспехов тщательно их оберегали, поэтому сейчас мы можем видеть и изучать способы их изготовления и многие тонкости искусства украшения.
Искусство украшения доспехов достигло совершенства в XVI столетии, хотя мастера-оружейники использовали методы, применявшиеся с давних времен. Они были разнообразны, часто сочетаясь и дополняя друг друга. Основной техникой украшения была гравировка, которую наносили на поверхность металла с помощью специальных инструментов. Однако перед тем как выгравировать рисунок, его вытравливали, сначала покрывая пластины тонким слоем воска, а затем нанося иглой изображение. После этого рисунок подвергали воздействию соляной или серной кислоты, которая разъедала металл по линии изображения, не повреждая воск, а потом снимали восковой слой. Гравер углублял и подправлял рисунок резцами, штихелями, зубилами, молоточками, напильниками, к которым прибавлялись выколотки и чеканы различной формы, когда предметы вооружения декорировали в технике чеканки, как бы выбивая на поверхности металла рельефные (т.е. выпуклые) изображения. Такая работа была посильна лишь мастерам очень высокой квалификации.
Для того чтобы придать оружию нарядный вид, использовали и цветные украшения - золочение и воронение. Для позолоты применяли ртутную амальгаму (смесь золота и ртути), которую наносили на поверхность металла, разогревая в горне при высокой температуре. Ртуть испарялась, а золото прочно приставало к металлу. Правда, при этой работе мастера вдыхали очень вредные для здоровья пары ртути, что приводило их к ранней смерти. Начиная с середины XVI века широкое распространение получила техника воронения. Это когда на металлическую поверхность сначала наносили масло или кислоту, а затем подвергали нагреву. После этого она покрывалась цветной пленкой, которая придавала изделию нарядный вид, и, что немаловажно, защищала от коррозии. Причем в зависимости от температуры нагрева можно было получить не только самое распространенное синее воронение, но и черное, коричневое, серое и даже красное. Довольно часто золочение наносили на вороненый фон, создавая великолепный цветовой эффект.
Большой популярностью у мастеров-оружейников пользовалась техника инкрустации благородных металлов в сталь (таушировка). Поверхность прорезали канавками до 1 мм глубиной по линии рисунка, нагревали, а затем с помощью чеканов или молоточков забивали в них золотую или серебряную проволоку или мелкие пластины. При остывании проволока прочно закреплялась в канавках. Очень схожая с таушировкой техника насечки (иногда и ее называли таушировкой) золотом и серебром состояла в том, что стальную поверхность насекали многочисленными зарубками (она становилась похожей на напильник), после этого на нее набивали пластины золота и серебра.
Мастера Западной Европы применяли все виды художественной отделки, однако немецкие и австрийские оружейники более тяготели к травлению и гравировке, а итальянские мастера достигли совершенства в украшении оружия чеканкой и таушировкой. В этом можно убедиться на примерах работы аугсбургских и нюрнбергских мастеров, оружейников из Милана, Пизы и Венеции.
Что же обычно изображали на поверхности доспехов? Первоначально наиболее распространенным были геометрический и растительный орнамент (его использовали и в последующее время). Это были точки, кружки, меандр, листья, ветви деревьев, плоды и т.д. Их применяли не только в украшении оружия, но и в других видах декоративно-прикладного искусства. Примером такого оформления может служить прекрасной работы турнирный полудоспех, изготовленный А. Пеффенгаузером в конце XVI века (витрина 17). Он украшен крупным растительным узором, выполненным в технике гравировки и золочения на вороненом фиолетовом фоне, что создает удивительно яркую и гармоничную цветовую гамму.
Временем расцвета художественной отделки доспеха можно считать XVI век, когда декор усложнился и к простому орнаменту прибавились изображения животных, людей, модных в то время гротесков. Пластины доспехов покрывали целыми картинами на мифологические, охотничьи и батальные сюжеты, пейзажами, сценами из Библии.
Если внимательно посмотреть на доспех нюрнбергского мастера В. Зибенбюргера, сделанный в 40-х годах XVI века, то кроме растительного орнамента можно увидеть тонко исполненный гравированный рисунок с изображением обнаженных воинов-титанов. Библейские сюжеты видны на так называемом свадебном доспехе, изготовленном в 60-х годах XVI века в Брауншвейге (Германия). На его нагруднике изображен младенец Иисус с державой и крестом в руках и еще - гравированный медальон со сценой из Ветхого Завета: пророк Аввакум приносит хлеб и воду пророку Даниилу, брошенному на съедение львам. В сюжетную композицию включены и сцены охоты на оленей и зайцев. Мастера, украшавшие доспехи, пользовались специальными "орнаментальными" альбомами, откуда вместе с заказчиками выбирали рисунки для декорировки. Авторами этих альбомов были известные художники-орнаменталисты, такие как В. Солис, Г. Альтгревер, Д. Хопфер и др. |
|