Митра, закалывающий быка |
Описание: |
«Митра закалывающий быка» Римская работа II век. Мрамор
Поступление 1787 г . из собрания Джона Лайд Брауна в Лондоне.
В индо-иранской мифологии Митра – бог солнца, света и добра.
Из крови заколотого им быка произошли растения, а земля стала плодородной. Культ Митры был широко распространен в Римской империи.
Рельефные изображения стали популярными в России в период правления Петра I, и в послепетровские времена каждый император считал обязательным иметь в своей резиденции рельефы, отражающие как античные мотивы, так и свои собственные изображения. «Тесная связь с архитектурным сооружением, развертывание действия на плоскости и, следовательно, большие повествовательные возможности - все это способствовало развитию тех назидательных потенций, которые были уже отмечены в круглой пластике, но наиболее яркое выражение получили именно в рельефах. Аллегорическое прочтение античных сюжетов, как героических, так и идиллических, оказалось весьма характерным и для этого вида скульптуры, однако здесь имеются и свои особенности. Так, для рельефов большую роль, чем для круглой пластики, играют гравированные увражи (произведения искусства – прим. А. К.). Таким образом, рельефы оказываются на стыке проблематики, характерной для различных видов искусства, в частности, скульптуры и живописи, соединяя черты того и другого. Именно в искусстве рельефа проблема выбора образца, а, значит, и проблема интерпретации античного сюжета или даже пластического мотива становится наиболее важной».
Действительно, рельеф является связующей нитью между скульптурой и живописью. Объемные формы витража позволяют отнести его к скульптуре, а «привязка» к плоскости говорит о сходстве рельефа с произведением искусства живописца. Именно этим можно объяснить «соседство» скульптур и картин с рельефом. Эти три составляющие дворцового стиля создают целостность пространства и определяют характер помещения наряду с архитектурными деталями. «Именно рельефы, - пишет С. С. Морозова, - во многом формировали облик интерьеров, т. е. ту самую бытовую (хотя речь идет, разумеется, о парадном «быте») среду, в которой люди эпохи классицизма воспринимали как среду обитания. С этим связана проблема тиражирования тематики, и это понятно, поскольку гипсовые отливки рельефов были гораздо дешевле, нежели статуи».
За счет относительной дешевизны, рельеф стал находить своих поклонников не только среди царственных особ и приближенных к ним лиц, но и среди горожан, к которым относились владельцы домов, хозяева театров и другие предприимчивые господа. Считалось, что рельефы, украшающие фасады и помещения, позволяли приблизить их характер к характеру императорских резиденций. И это было, действительно так. Но с приходом рельефа в различные дома «терялась» его «ценность». Античность, согласно источнику, постепенно утрачивала «ореол исключительности и превращаясь в буквальном смысле в знак, в «общее место» в культуре классицизма. Распространенная тематика понятнее, привычнее, что, в свою очередь, снижает остроту новизны художественного восприятия, делает контакт с произведением не слишком обязывающим для зрителя, хотя и сводит произведения на уровень изящного, достаточно содержательного, но все же фона».
Но между рельефом и скульптурой (несмотря на то, что рельеф является Рельеф-одна из форм скульптурыодной из форм скульптуры) есть огромная разница. Дело в том, что, как сообщает источник, «возможность передать иллюзию объема на плоскости создавали предпосылки для обособления рельефа от архитектуры, и в конечном итоге превращение его в станковую форму, т.е. такую форму, которая была не свойственна самой античности. В этом смысле рельефы гораздо ближе к живописи и графике, поэтому было бы логичным завершить рассмотрение особенностей образа античности в пластике именно рельефами.» |
|
Ключевые слова: |
Эрмитаж |
Дата: |
2013.07.14 12:19 |
Просмотров: |
26520 |
Скачиваний: |
0 |
Оценка: |
0.00 (0 Голосов) |
Размер файла: |
163.3 KB |
|