Описание: |
Рембрандт Харменс ван Рейн. (1606-1669)
Жертвоприношение Авраама. Датирована 1635 г.
Поступление 1779 из собрания Р.Уолпола в замке Хоутон-Холл в Англии.
Середина 1630-х годов — время наибольшей близости Рембрандта к общеевропейскому стилю барокко, пышному и шумному, насыщенному театральным пафосом и бурным движением, контрастами света' и тени, противоречивым соседством натуралистических и декоративных моментов, чувственности и жестокости. Рембрандт использует язык барокко в мифологических и библейских сюжетах — там, где остается верен традиционной трактовке мифа или легенды, и там, где традиции рвутся им решительно и окончательно.
Лучшим примером этого стиля в Эрмитаже является большое полотно «Жертвоприношение Авраама» (4635). Рембрандт выбирает самый драматический момент жестокой библейской легенды — момент, когда Авраам должен был вонзить свой кинжал в горло сына, чтобы, принеся его в жертву, выполнить повеление бога. Именно в этот миг слетает с неба ангел, останавливающий жертвоприношение, задуманное богом лишь как испытание преданности. Моментальность происходящего подчеркнута падающим из рук отца кинжалом, стремительным полетом ангела, резким поворотом головы Авраама и выражением внезапного испуга и удивления на его лице. Развевающиеся складки плаща и растрепанные пряди волос, беспокойные вспышки света, динамичные линии контуров и подвижные пятна цвета — синего, желтого и зеленого — создают напряженность и впечатление повышенного драматизма. Вместе с тем композиция в целом решена как красивое и нарядное театральное зрелище. Эффект достоверности события разрушен барочным началом, но достигнута не менее важная цель — разительная сила эмоционального воздействия. |
|