Петербург фото. Банк фотографий Санкт-Петербурга
   На главную / Фото Петербурга / Эрмитаж / Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет старика в красном.

Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет старика в красном.


Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет старика в красном.


    

Рембрандт Харменс ван Рейн. Портрет старика в красном.
Описание:
Рембрандт Харменс ван Рейн. 1606-1669 г.
Портрет старика в красном.
Поступление: 1769 из собрания графа Г. фон Брюля в Дрездене

В «Портрете пожилого мужчины» (1643—1645) художник делает следующий шаг. Зрителя поражают здесь грустный взгляд глаз, скорбные складки около рта и рука, легшая на сердце, как бы приглушая глубокую боль. Но главные достижения в жанре портрета падают на пятидесятые и шестидесятые годы XVII. века —два последних десятилетия жизни и деятельности Рембрандта.

Обогащение идейного содержания произведений художника шло по мере постижения им на практике противоречивого развития общественной жизни Голландии, проникновения в сложный и таинственный мир человеческих мыслей и чувств.

Углубление творческих поисков художника, суровый реализм и неприкрашенная правда его произведений приходят в столкновение с новыми, веяниями в голландском искусстве второй половины века. После Мюнстерского мира (1048), принесшего Голландии официальное признание, а вкусившим все плоды победы богатым бюргерам — чувство успокоенности и самодовольства, к искусству все настойчивее предъявляются требования идеализации буржуазной действительности. Эти настроения были совершенно чужды Рембрандту. Отвергнутый аристократической Голландией, он еще более непримиримо развивает демократические стороны своего искусства, вновь (и теперь уже до конца жизни) подвергаясь нападкам за приверженность к «плебейским» вкусам и взглядам. Личная жизнь Рембрандта в эти годы поистине трагична. В 1656 году, осаждаемый кредиторами, он был признан несостоятельным должником. Его коллекции, имущество и дом пошли с молотка. В 1663 году умирает Хендрикье Стоффелс, заменившая художнику жену, а Титусу — мать; Хендрикье вдохновила его на создание самых очаровательных женских образов, была верной подругой, делившей с ним радости и печали этих трудных лет. В 1668 году Рембрандт теряет единственного сына. Но чем плотнее сгущались над ним тучи, тем человечнее, мудрее и просветленнее становилось его искусство.

Творчество Рембрандта 1650-х годов отмечено прежде всего достижениями в области портрета. Внешне портреты этого периода отличаются, как правило, большим размером, монументальными формами, спокойными позами. Модели обычно сидят в глубоких креслах, положив на колени руки и повернувшись прямо к зрителю. Светом выделены лицо и кисти рук. Это всегда пожилые, умудренные долгим жизненным опытом люди — старики и старухи с печатью невеселых дум на лице и нелегкого труда на руках. Подобные модели давали художнику блестящие возможности показать не только внешние приметы

преклонного возраста, но и духовный облик человека. В собрании Эрмитажа эти работы хорошо представлены нвэаказными портретами: «Старик в красном», «Портрет старушки» и «Портрет старика еврея».

Мы не знаем имени человека, послужившего моделью для портрета «Старик в красном». Рембрандт писал его дважды: в портрете 1G52 года (Национальная галерея, Лондон) он изображен сидящим в кресле с подлокотниками, в глубокой задумчивости склонившим голову на правую руку; эрмитажный вариант трактует ту же тему — человек наедине со своими думами. На этот раз художник применяет строго сим-метричпуто композицию, изображая неподвижно сидящего старика в фас. Но тем заметнее движение мысли, едва уловимая смена выражения лица (стоит только внимательно вглядеться в изображение!): оно кажется то суровым, то более мягким, то усталым, то вдруг озаренным приливом внутренней силы и энергии. То же происходит и с руками: они кажутся то судорожно сжатыми, то лежащими обессиленно. Художник достигает этого прежде всего благодаря блестящему мастерству светотени, которая в зависимости от ее силы и контрастности вносит в изображение элегическую расслабленность или драматическое напряжение. Огромную роль играет при этом и манера нанесения краски на холст. Изрытое морщинами лицо старика и узловатые натруженные руки обретают художественную выразительность благодаря вязкому месиву красок, в котором переплетающиеся жирные мазки передают структуру формы, а тонкие лессировки придают ей движение и жизнь.

Безымянный старик в красном с подчеркнутым достоинством, силой духа и благородством стал выражением новой этической позиции художника, открывшего, что ценность личности не зависит от официального положения человека в обществе.

Парные портреты старушки и старика еврея написаны в 1654 году. Это снова тема размышлений о прожитой жизни, но уже не монолог, как в «Портрете старика в красном», а диалог — безмолвный и неторопливый, совершенно отчетливо воспринимаемый, особенно когда портреты висят рядом. В этом диалоге явственнее чувствуются мотивы печали и пессимизма. За просветленной и мудрой старостью встает призрак одиночества и безысходности. Это находит свое выражение и в колорите картин — сумрачный красно-коричнево-черный аккорд придает им торжественно-траурное звучание.
Ключевые слова: Рембрандт
Дата: 2013.07.03 18:46
Просмотров: 30529
Скачиваний: 0
Оценка: 5.00 (1 Голосов)
Размер файла: 98.2 KB

IPTC Info
Copyright Notice: www.spbfotos.ru
Предыдущее изображение:
Бартoломеус ван дер Хелст. Портрет Питера ван дер Венне.

Профессиональная фотосъемка интерьеров, предметная фотосъемка   Следующее изображение:
Питер Пауль Рубенс. Таркваний и Лукреция.



Автор:
Комментарий:
Комментариев пока нет

Партнеры сайта: Copyright © 2002-2023 Rustam Taychinov
Powered by FORimages Copyright
© 2002 FORhomepages.de
Объявления:

Рыбалка в Питере