На главную / Фото Петербурга / Русский музей / Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осужденных. И.Е.Репин
Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осужденных. И.Е.Репин
|
Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осужденных. И.Е.Репин |
Описание: |
Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осужденных. И.Е.Репин
1895г, холст, масло 215 x 196 см
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Святитель Николай (Николай Угодник; Николай Чудотворец - ок.270-ок.345))- один из самых любимых на Руси святых, в его честь воздвигнуто множество церквей.
Почитается как чудотворец, считается покровителем моряков, купцов и детей. В европейском фольклоре прототип Санта-Клауса.
В каждом доме обязательно была икона святителя, перед ней зажигались неугасимые лампады, перед ней молились о благополучном замужестве, о путешествующих, мореплавателях, об избавлении от клеветы. Православная Церковь воспоминает святителя Николая каждую неделю по четвергам , наряду с апостолами.
Святитель Николай прославился и как умиротворитель враждующих, защитник несправедливо осужденных и избавитель от напрасной смерти.
«Евангельские сюжеты» в творчестве И.Е. Репина предшествовали созданию картины «Николай Мирликийский избавляет от смертной казни трех невинно осужденных». Правда, картину трудно назвать удачной: образы, доведенные до натурализма, «снимают» общее впечатление.
В 1898 г. Репин совершил паломничество в Иерусалим. «Я почти ничего не писал там — некогда, хотелось больше видеть. Впрочем, написал образ в русскую церковь - голову Спасителя. Хотелось и свою лепту положить в Иерусалим...» В частном собрании в Хельсинки хранится исполненный карандашом небольшой композиционный рисунок к иконе, на котором явно выражено страдание и отрешенность Христа.
Илья Репин родился в Чугуеве (Харьковская губерния) 24 июля (5 августа) 1844 в семье военного поселенца. Первые художественные навыки получил в местной школе военных топографов (1854–1857), а затем у чугуевского иконописца И.М.Бунакова; с 1859 исполнял заказы на иконы и церковные росписи. Перебравшись в Петербург (1863), учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств, где познакомился с И.Н.Крамским, и в Академии художеств (1864–1871). Как «пенсионер» Академии жил в Италии и Франции (1873–1876), где чутко воспринял веяния символизма и импрессионизма. В 1877 вернулся в Чугуев, затем жил в Москве и (с 1882) в Петербурге, а с 1900 – в Куоккале, в своем имении «Пенаты». Был одним из активнейших членов «Товарищества передвижников», поддерживая близость и с «Миром искусства».
Уже религиозные картины, написанные по академическим программам ("Иов и его друзья", 1869; "Воскрешение дочери Иаира", 1871), являют удивительный дар художественно-психологической концентрации, умение подчинить все компоненты образа драматической сверхзадаче. Сенсацией стали его "Бурлаки на Волге" (1870–1873); на базе многочисленных этюдов, в основном написанных во время путешествия по Волге с художником Ф.А.Васильевым, молодой Репин создал картину, впечатляющую и яркой выразительностью натуры, и грозной силой протеста, зреющей в этих изгоях общества. Лучшие картины Репина становились и вехами русского социального самосознания. Пафос и протест то неразрывно соединялись в них, как в торжественно-саркастическом "Крестном ходе в Курской губернии" (1880–1883, Третьяковская галерея, Москва), то разделялись на два параллельных потока: так, наряду с «революционным циклом» о трагическом разладе общества ("Отказ от исповеди", 1879–1885; "Не ждали", 1884; "Арест пропагандиста", 1880–1892; "17 октября 1905 года", 1907) он увлеченно пишет и живописные образы парадного фасада империи ("Прием волостных старшин Александром III", 1885; "Торжественное заседание Государственного Совета", 1901–1903). Его темпераментная кисть насыщает мощной эмоциональной силой и исторические образы былого ("Запорожцы пишут письмо турецкому султану", 1878–1891; "Иван Грозный и сын его Иван", 1885). Эмоции эти порой буквально выплескиваются наружу: иконописец А.Балашов, буквально загипнотизированный Иваном Грозным, изрезал в 1913 картину ножом, что стало предлогом для публичного диспута Репина с М.А.Волошиным о границах между искусством и реальностью.
Удивительно лирически-притягательны портреты Репина. Он создает острохарактерные народные типажи ("Мужик с дурным глазом", "Протодиакон"; обе работы – 1877), многочисленные «антологически»-совершенные образы деятелей культуры (М.П.Мусоргский, 1881; П.А.Стрепетова, 1882; П.М.Третьяков, 1883; в том числе портреты Л.Н.Толстого), грациозные светские портреты (Баронесса В.И.Икскуль фон Гильдебрандт, 1889). Особенно красочно-задушевны образы родных художника: "Осенний букет (дочь Вера)", 1892; целый ряд картин с женой Репина Н.И.Нордман-Северовой. Виртуозны и его чисто графические портреты, исполненные графитным карандашом или углем (Э.Дузе, 1891; Княгиня М.К.Тенишева, 1898; В.А.Серов, 1901). Репин проявил себя и как выдающийся педагог: был профессором-руководителем мастерской (1894–1907) и ректором (1898–1899) Академии художеств, одновременно преподавал в школе-мастерской Тенишевой.
Старея, художник продолжает удивлять публику. Апогея импрессионистически-живописной свободы – и в то же время психологизма – достигает его живопись в портретных этюдах для "Государственного Совета". В загадочной картине "Какой простор!" (1903) – с молодой парой, ликующей на обледеневшем берегу Невского залива, – Репин выражает свое отношение к новому поколению в характерной для него манере «любви-вражды».
После Октябрьской революции 1917 художник оказывается отъединенным от России в своих «Пенатах», когда Финляндия обретает независимость. В 1922–1925 пишет едва ли не лучшую из своих религиозных картин – проникнутую беспросветным трагизмом "Голгофу" (Художественный музей, Принстон, США). Несмотря на приглашения на самом высоком уровне (письмо К.Е.Ворошилова, 1926), он так и не переехал на родину, хотя и поддерживал связи с живущими там друзьями (в частности, с К.И.Чуковским).
Репин умер в своих «Пенатах» 29 сентября 1930.
Чуковский в 1937 выпустил сборник его мемуаров и статей об искусстве ("Далекое близкое"), неоднократно затем переиздававшийся.
Я не могу заниматься непосредственным творчеством, делать из своих картин ковры, ласкающие глаз... Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворять мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст.
Репин И.Е.
Для меня истина превыше всего на свете. Посмотрите на любую толпу и скажите: много ли в ней "приятных" лиц?.. А затем посмотрите на полотна Рембрандта и Веласкеса. Много ли приятных лиц вы насчитаете у них? Художник изображает на картине только те лица, которые "просятся" на холст. Это очень тонкая вещь, и ее невозможно объяснить никакой теорией. Но если живописец решит пренебречь истиной ради красоты, он неизбежно погубит свое творение.
Репин И.Е.
Искусство я люблю больше добродетели... Люблю тайно, ревниво, как старый пьяница, - неизлечимо. Где бы я ни был, чем бы ни развлекался, как бы ни восхищался, чем бы ни наслаждался, - оно всегда и везде в моей голове, в моих желаниях - лучших, сокровеннейших...
Репин И.Е.
Вот увидишь сам, как заблестит перед тобой наша русская действительность, никем не изображенная. Как втянет тебя до мозга костей ее поэтическая правда, как станешь ты постигать ее, да со всем жаром любви переносить на холст - так сам удивишься тому, что получится перед твоими глазами.
Из письма Репина Поленову в 1877 г.
Ну, знаете, если какому-нибудь художнику не нравится Репин, то это не художник, а просто балда!
Крымов Н.П. |
|
Ключевые слова: |
Репин, картина, музей |
Дата: |
2013.07.01 12:50 |
Просмотров: |
45117 |
Скачиваний: |
0 |
Оценка: |
0.00 (0 Голосов) |
Размер файла: |
186.2 KB |
|