Петербург фото. Банк фотографий Санкт-Петербурга
   На главную / Фото Петербурга / Русский музей / Мефистофель

Мефистофель


Мефистофель


    

Мефистофель
Описание:
Мефистофель.1883 г.
М.М.Антокольский 1842-1902
Из всех работ Марка Матвеевича Антокольского “Мефистофель” - самая драматичная. В этой работе Антокольский излил все то, что его мучило многие годы.

О “Мефистофеле” он писал: “...немало своей желчи передаю”.
“...Потребность воспроизвести его у меня была так сильна, - сообщал скульптор в письме, - что, сделав его, я освобождаю свою душу. Уже много, очень много отвратительного накопилось у меня на душе ... Я хотел бы представить тип, менее опошленный, комичный и менее фантастичный, а более серьезный, и, главное, более жизненный среди нас”.

Мысль о создании образа Мефистофеля возникла еще в 1874 году, одновременно с работой над статуей Христа.
“Я желал бы продолжать и сделать еще один характер, не менее сильный, чем “Христос”, но совершенно противоположный, это - “Мефистофель”. (…) …“Христос” есть живое существо, тогда как “Мефистофель” - миф”, - писал тогда Антокольский. Антокольский собирался даже экспонировать рядом “Христа” и “Мефистофеля”.

Но по прошествии лет, вновь обратившись к образу Мефистофеля, скульптор взял за основу литературный прототип из поэмы Гете “Фауст”, и в первоначальном эскизе создал почти иллюстрацию к нему. Мефистофель был изображен сидящим на скале. Его съежившаяся маленькая фигурка с лютней за спиной олицетворяла собой презрение к миру, лютую злобу. Но “литературность” сюжета не удовлетворяла скульптора. Постепенно у него рождалось новое понимание образа.

В письме к Е.Г. Мамонтовой (Париж, 1883) Антокольский образно и ярко раскрыл свое отношение к нему: “Мефистофель есть продукт всех времен, и нашего в особенности. (...) Мой “Мефистофель” есть загадочность, чума, гниль, которая носится в воздухе; она заражает и убивает людей. “Мефистофель” - это неутолимая злоба, злоба без дна, беспощадная, отвратительная, способная гнездиться в больном теле с разлагающейся душой; он болеет, страдает от того, что все, все пережил, разрушился и не может больше жить, наслаждаться жизнью, как другие около него; он бессилен духом; ничего не может создать, но сильна его зависть, самолюбие, сознание своего бессилия. Теплые весенние лучи жгут его, раздражают и ослепляют его взоры; всякая радость, всякая радость смех, юный поцелуй - раздражают его; он хочет, чтобы все кругом него всегда было мрачно, мертво, пусто и безжизненно, как он сам; идти среди мрака, рыться в земле под ногами, как крот, разрушать, создавать несчастных, видеть кровь, слезы - все это успокаивает, удовлетворяет его, но все-таки он не наслаждается, потому что жажда его ненасытна. Вот каковым я представляю себе “Мефистофеля”. Можно сказать, что я такого придумал, что это только моя фантазия, можно спросить, где же я такого видел? Да, такого мы никто не видим, но чувствуем его дыхание, чувствуем его чудовищную лапу, нажимающую нашу грудь, чувствуем свое бессилие кричать, одним словом - чувствуем кошмар”.
Таким образом, Мефистофель становился порождением современности, символом XIX века.

Скульптор исполнил множество вариантов статуи, стремясь средствами самой пластики, не прибегая ни к каким поясняющим деталям, представить Мефистофеля. Изобразив его обнаженным, Антокольский избежал необходимости воссоздавать костюм какой-либо исторической эпохи. Сохранение же литературного названия статуи Антокольский объяснял тем, что оно делает образ более понятным для людей.

Окончив в 1883 году статую, Антокольский мечтал показать ее в Петербурге. После долгой переписки, бесконечных хлопот В.В. Стасова она в 1886 году была выставлена в Эрмитаже.

Произведение везде имело шумный успех. Берлинская Академия художеств избрала Антокольского почетным членом, а в Вене скульптор был удостоен Большой золотой медали.

“Мефистофель” завершил серию произведений, в которых Антокольский обращался к морально-этическим и философским проблемам. “Мефистофель”, - писал он в 1883 году, - есть нечто вроде финала, я бросаю его всем в лицо”. Образ “Мефистофеля” стал оказывать воздействие на тех, кто сам внутренне был расположен к этой теме. Федор Иванович Шаляпин, работая над ролью Мефистофеля, впервые прочел, по настоянию Мамонтова, не только произведение Гете с комментариями к нему, но и другие переведенные на русский язык легенды о Фаусте. С годами певец вносил все новые и новые изменения в трактовку роли, обогащая красками и свое исполнение, и внешний облик. А играл он Мефистофеля в течение сорока лет. «Следя за исполнением Шаляпина, поражаешься до чего оно проникнуто скульптурностью. Шаляпин говорил, что “лепит себя на каждом спектакле, а в воображении вообще каждую минуту, что очень много думает о скульптурной выразительности своего тела на сцене...”, - свидетельствует один из современников.
Мефистофель представлен одиноко сидящим на скале. Поза его неустойчива: поднята и прижата к груди согнутая правая нога, на стопу которой положена левая. На цепких тонких пальцах рук, лежащих на колене, покоится голова Мефистофеля. Полна напряженности и экспрессии вся его съежившаяся, собравшаяся в комок, подчеркнуто худая, с резко выступающими ключицами и судорожно сжатыми пальцами ног фигура со скорбным, усталым лицом. Этому впечатлению способствует сочетание угловатых, “колючих” форм и линий (клиновидная борода, ломаные линия локтей и коленей, больные подагрические руки) и таких же острых, высеченных под углом, беспокойных линий скалы. Худощавость тела сближает облик Мефистофеля с традиционным образом смерти.
Ключевые слова:  
Дата: 2013.06.24 17:49
Просмотров: 26902
Скачиваний: 0
Оценка: 5.00 (1 Голосов)
Размер файла: 53.2 KB

IPTC Info
Copyright Notice: www.SpbFotos.ru
Предыдущее изображение:
Иван Айвазовский

Профессиональная фотосъемка интерьеров, предметная фотосъемка   Следующее изображение:
Антокольский. М.М. Спиноза



Автор:
Комментарий:
Комментариев пока нет

Партнеры сайта: Copyright © 2002-2023 Rustam Taychinov
Powered by FORimages Copyright
© 2002 FORhomepages.de
Объявления:

Рыбалка в Питере