Морской собор в Кронштадте |
Описание: |
На Якорной площади Кронштадта построен Морской собор святителя Николая Чудотворца — православный собор. Построен в 1913 году архитектором Василием Косяковым.
Каменный собор, в целом, повторяет в плане приём, использованный при сооружении храма Святой Софии в Константинополе. При этом соотношение частей храма отличается от прототипа.
Главные размеры собора следующее: внешняя длина с крыльцами 83 метра, ширина — 64 метра. Сторона внутреннего центрального зала — 24 метра; пролеты главных арок — 23 метра. Высота до основания главного купола — 52 метра;[7] диаметр купола — 26,7 м; внешняя высота с крестом — 70,5 метров. Это самое высокое здание в Кронштадте.
Вопрос о строительстве вместительного собора в Кронштадте поднимался ещё с 1830-х годов, тем не менее только ходатайство вице-адмирала Н. И. Казнаковa получило в 1897 году высочайшее разрешение открыть подписку добровольных пожертвований на постройку храма.
Возведение храма было решено вести на Якорной площади, на которой ранее лежали старые якоря, представлявшей свободное пространство, позволявшее устроить также парк вокруг собора и площадь для крестных ходов. Условием для составления проекта было то, чтобы высота купола позволила собору служить ориентиром с моря, а крест морского храма был первым, что бросалось в глаза мореплавателю. В апреле 1901 года был принят проект архитектора В. А. Косякова, высочайше утверждённый 21 мая (3 июня) 1901 года. В проектировании собора также участвовали гражданский инженер Владимир Шаверновский и гражданский инженер Виксель Александр Иванович.
1 (14) сентября 1902 года началась постройка собора, которую предварил молебен, совершённый протоиереем Иоанном Кронштадтским в присутствии вице-адмирала С. О. Макарова.
8 (21) мая 1903 года состоялась торжественная закладка собора в присутствии императора Николая II, императриц Александры Фёдоровны и Марии Фёдоровны, великих князей Михаила, Алексея и Владимира Александровичей. По окончании молебна с орудий крепости и кораблей, находившихся на рейдах, был произведён салют в 31 выстрел. В тот же день император и его окружение посадили в сквере вокруг собора 32 годовалых дуба.
Морской Николаевский Собор задуман был как Храм-памятник всем когда-либо погибшим морякам. Внутри него были расположены черные и белые мраморные доски. Черные — с именами офицеров морского ведомства, погибших в боях и при исполнении своего служебного долга; нижние чины обозначались не по именам, а шли общим числом, за исключением тех, кто совершил выдающийся подвиг и чьи имена занесены отдельно. На белых мраморных досках, расположенных в алтаре, были запечатлены имена священнослужителей, служивших на военно-морских судах и погибших в море. Белые и черные мраморные доски, хранившие память о подвигах русских моряков, всех флотов и флотилий, были сняты и пущены на хозяйственные нужды — электрощиты, ступени, надгробия и т.п
Морской собор в Кронштадте не имеет себе равных по отделке среди соборов своего времени. Снаружи стены облицованы гранитом, серовато-желтым кирпичом и украшены полированными наличниками и колоннами порталов, терракотовыми орнаментами, майоликовыми фризами, мозаикой. В него вмещалось 5000 молящихся.
Собор строился 10 лет с 1903 - 1913 гг.
Западный центральный портал украшен мозаичными изображениями Спаса Нерукотворного, двумя сюжетами из жизни святителя Николая Чудотворца, символами евангелистов и орнаментами.
Над боковыми порталами главного входа, находятся иконы святых, которым посвящены приделы:
слева — святых апостолов Петра и Павла;
справа — святителя Николая чудотворца и преподобного Иоанна Рыльского.
Над северным порталом — образ Божией матери;
Над южным порталом — святителя Митрофания.
Алтарная часть приподнята в высоту на 4 метра. Иконостас работы скульптора Н. А. Попова был исполнен из белого мрамора с мозаичными вставками. Над главным престолом возвышалась мраморная сень. Боковые приделы святых Петра и Павла и преподобного Иоанна Рыльского не были отделены от главного. В левой части солеи находилась мраморная кафедра для проповедей. Она была декорирована колонками и мраморными панелями, а также изображением Святого Духа в виде голубя.
Западное окно с изображением «Деисуса» воссоздано по сохранившейся черно-белой фотографии. Три фигуры в канонической композиции — Иисуса Христа, Богоматери и Иоанна Крестителя — решены в духе работ В. М. Васнецова, самого популярного и востребованного церковью художника в начале ХХ века. Два других окна первого яруса: «Распятие с предстоящими» с северной стороны и «Чудесный улов» с южной — созданы заново в соответствии с духом эпохи и стилистикой церковной настенной живописи начала ХХ века.
Пол был устлан мелким мрамором в тонкой медной оправе и украшен мозаичными фигурами рыб и медуз, изображениями морских растений и кораблей.
Главный купол и купола звонниц украшены медными рельефными орнаментами, вызолоченными по мардану.
До 1927 года здесь проводились службы, а потом собор переделали под кинотеатр имени Максима Горького, отчего это здание прозвали "Максимкой". С 1956 года Морской Собор - клуб Кронштадтской крепости и концертный зал на 1250 мест с театральной сценой. В 1974 году в соборе открылся филиал Центрального военно-морского музея.
Морской собор до реставрации
Архитектор Морского собора в Кронштадте- Василий Антонович Косяков (1862—1921) — русский архитектор (гражданский инженер), художник, педагог, директор Института гражданских инженеров (1905—1921),
строитель нескольких соборов в Санкт-Петербурге, Петергофе, Либаве, Астрахани, Батуми.
проектировал в византийском и псевдорусском стиле. Развил тип однокупольного византийского храма с четырьмя апсидами (конхами), впервые предложенный Д. И. Гриммом и Р. И. Кузьминым в 1850-е годы. Первый реализованный самостоятельный проект — церковь Милующей Божией Матери в Галерной гавани (начата в 1889 г.).
Косяков развил и сделал чрезвычайно востребованной в храмостроении конструкцию свода из перекрещивающихся арок. Он же ввёл её в типологию соборного храма, освободив внутреннее пространство от столпов, став, таким образом, новарторм в решении этой задачи. Испльзование бетона как материала для этих арок так же было в то время новом словом в строительстве]. Работы В. А. Косякова — это творческая попытка соединить новую конструкцию с узнаваемым силуэтом и прочими внешними атрибутами «древнерусского» храма. |
|
Ключевые слова: |
собор, Кроншадт |
Дата: |
2013.04.22 13:57 |
Просмотров: |
38492 |
Скачиваний: |
2 |
Оценка: |
0.00 (0 Голосов) |
Размер файла: |
193.7 KB |
Автор: |
Комментарий: |
2013.06.15 02:39
|
|
|