Замысел создания загородной резиденции, которая по своей роскоши не уступала бы французскому Версалю, возник у Петра I в 1714 году. Сохранившиеся рисунки царя, его указы и пометки на документах дают возможность утверждать, что общая концепция планировки ансамбля, а иногда и детальная разработка отдельных элементов архитектуры и фонтанных сооружений, принадлежат самому основателю Петергофа. Темпы, с которыми возводилась резиденция, поражали и изумляли. В августе 1723 года состоялось торжественное открытие Петергофа ("Петергоф" в переводе с голландского – двор Петра). К этому времени был распланирован Нижний парк, прорыт Морской канал, действовала часть фонтанов, были отделаны верхние палаты, построены Монплезир, Марли, почти готов Эрмитаж, построены более 20 деревянных галерей и павильонов, различные трельяжные ограды, Большой каскад; Марлинский дворец, ещё не облицованный мрамором, но уже периодически действовавший; шестнадцать мощных фонтанов, таких как Большие и Менажерные, «Пирамида», «Сноп», водомёты в трельяжных нишах по сторонам канала и фонтан Менажерного пруда. На каскадах, фонтанах, террасах и аллеях стояли свинцовые золочёные, мраморные, алебастровые и деревянные статуи, вазы, и бюсты. Подстриженные кустарники и деревья, узорные цветники и редкие растения в раскрашенных керамических вазах и кадках с золочёными обручами дополняли картину садов Петергофа, в которой общий размах и величие сочетались с изяществом деталей и изысканным художественным убранством дворцовых интерьеров.
Петергофская приморская резиденция, спорившая великолепием с прославленными королевскими и княжескими парковыми ансамблями Франции, Германии и Италии изумляла Европу не меньше, чем новая русская столица Петербург.
Противники Петровских преобразований, окружавшие молодого Петра II, вывезенного в Москву, предали Петергоф и Петербург забвению, обрекая их на запустение и разрушение. И только в 1730 году, по распоряжению Анны Иоанновны, стремившейся представить себя достойной наследницей Петра I, в Петергофе начался новый подъём строительных работ, продолжавшийся десять лет. Он полностью связан с энергичной и разносторонней деятельностью одного из наиболее одарённых русских зодчих первой половины XVIII века М. Г. Земцова. Известный искусствовед В.Я. Курбатов в 1925 году писал: «Россия выдвинула Земцова, который является настоящим творцом Петергофа, и который сумел воплотить самые передовые художественные мысли, витавшие в среде парижских мастеров, хотя эти мысли нигде в Европе, кроме Парижа и Петергофа, не были поняты и использованы