Пандора |
Описание: |
Перейти на План-схему Большого каскада
Пандора. Скульптура по модели Ф.Шубина на восточной лестнице Большого каскада в Петергофе
ПАНДОРА (греч. Pandora, от Pan — "всё" и doron — "дар"; "Всеодаренная, Одаряемая всеми" либо "Вседающая") — в древнегреческой мифологии — первая женщина, созданная Гефестом по приказу Зевса. Разгневанный тем, что Прометей слепил человека из глины, а затем похитил для людей огонь с Олимпа, Зевс решил наказать людей.
Гефест в насмешку над Прометеем слепил женщину, смешав землю с водой, Зевс вдохнул в женщину жизнь и предложил всем олимпийским богам щедро одарить ее (отсюда происхождение имени). Афина одела Пандору в серебряное платье и увенчала золотым венцом. Хариты и Пейто надели на нее золотое ожерелье. Оры украсили ее волосы цветами. Другие вкладывали то, от чего сами были непрочь избавиться (Гермес вложил в Пандору лживую и хитрую душу). Прочие дары были заперты в ящик (в иной версии: в сосуд).
Пандору с дарами доставили на землю и выдали замуж за Эпиметея (греч. Epimeteos — "Крепкий задним умом"), брата Прометея, который уговаривал Эпиметея ничего не принимать от Зевса. Но тот, ослепленный красотой Пандоры, не хотел и слышать.
Через некоторое время любопытная Пандора открыла ящик, и из него вылетели все несчастья и беды, болезни и пороки. На дне осталась только Надежда, поскольку Пандора успела захлопнуть крышку. "Ящик Пандоры" символизирует конец "золотого века" на земле. Образ Пандоры — женское любопытство, от которого происходят все беды на свете (сравн. Эрида). В иной версии мифа Пандора — первая смертная женщина, созданная из земли Прометеем, мать Девкалиона и Пирры (вариант: Девкалион — сводный брат Пирры, дочери Пандоры), которые после потопа стали родоначальниками всех людей. Согласно позднейшим толкованиям мифа, Пандора — олицетворение матери-земли, которая дает людям богатства (именно это означает ее имя; Пандора — древнее прозвание богини земли Геи). Пандору также противопоставляли Афине, покровительнице ремесел. Богиня Афина воплощает небесное и, вместе с тем, рациональное начало творчества; Пандора — хтоническое (подземное), темное и необузданное, таящее многие опасности. Такое философское толкование древнегреческого мифа послужило основой для сближения в христианской иконографии образов Пандоры и Евы. Особенную популярность подобная параллель приобрела в творчестве французских художников школы Фонтенбло второй половины XVI в. Пандору изображали как "новую Еву", от которой происходят все несчастья (рис. 88). Однако морализаторскую идею трактовали шутливо, в чисто французском куртуазном духе: Ева-Пандора на картинах французских художников выглядела столь соблазнительно, что невольно провоцировала на обратное прочтение сюжета: пусть будут все беды, красота стоит того! "Пандорами" во Франции в XVII в. (см. "Большой стиль") называли наряженных по моде своего времени кукол. В XVIII в. дамам высшего общества высылали "Большую" и "Малую" Пандоры, при этом греческое слово ("Всеодаренная") понимали буквально. Большая Пандора имела парюру парадной одежды, Малая Пандора — домашней. Такие куклы служили образчиками для домашних портных. Из Парижа кукол рассылали за границу (рис. 89). В середине XIX в., с появлением модных журналов (во Франции с 1785 г.), обычай изготовления таких кукол ушел в прошлое.
В новое время стала крылатой фраза «Открыть ларец Пандоры», что означает совершить действие с необратимыми последствиями, которое нельзя отменить.
Именем Пандоры назван астероид (55) Пандора, открытый в 1858 году и спутник Сатурна Пандора, открытый в 1980 году. |
|
Ключевые слова: |
Петергоф, Петродворец, Большой_каскад, скульптура, статуя |
Дата: |
2012.06.21 15:56 |
Просмотров: |
33704 |
Скачиваний: |
0 |
Оценка: |
0.00 (0 Голосов) |
Размер файла: |
104.7 KB |
|