Дискобол. Скульптура Большого каскада в Петродворце (Петергофе ) |
Описание: |
Перейти на План-схему Большого каскада
ДИСКОБОЛ (от греческого diskobolos - метатель диска). Большой каскад в Петергофе. С мраморной копии оригинала работы Алкамена. Конец V века до н.э. (Рим, Ватикан)
ДИСКОБОЛ- Спортсмен, метатель диска. Метание диска — дисциплина, заключающаяся в метании специального спортивного снаряда — диска, на дальность.
Метание диска - это одна из древнейших спортивных дисциплин, связывающая физические упражнения древних и современный спорт. Как показывают исследования историков и археологические раскопки метание диска было популярно в Древней Греции и эти состязания проходили на античных олимпийских играх. Снаряды изготавливались из камня и бронзы, массой 2-6 кг., диаметром от 21 до 34 см. Насколько можно судить по историческим свидетельствам того времени метали атлеты с возвышения, боковым движением когда плоскость диска находилась перпендикулярно земле.
В первые годы своего существования Академия приобретала формы и слепки с шедевров Древнегреческой и Древнеримской скульптуры, хранящихся в музеях Италии, Англии, Франции, Германии. В курсе учебного рисунка обязательными были классы "гипсовых голов" и "гипсовых фигур", где академисты рисовали слепки античных статуй.
Одну из главных своих задач Академия художеств видела в приобщении будущих мастеров к лучшим образцам мирового искусства, прежде всего к античной классике
Обширная коллекция форм, собранных в Академии художеств получила и более широкое применение: именно с них в формовской и литейной мастерских Академии выполнялись отливы античных статуй в гипсе и бронзе для дворцовых парков царских резиденций в Петергофе, Павловске, Царском селе.
В настоящее время слепки античных статуй, выполненные в XVIII и XIX вв. по формам, снятым с оригиналов, собраны в специальной экспозиции музея Академии художеств.
Дискобол работы Алкамена. Конец V века до н.э. (Рим, Ватикан) менее известен, чем
дискобол Мирона – прославленная скульптура (ок. 450 до н.э.) древнегреческого скульптора Мирона, дошедшая до нас в нескольких копиях.
Мирон (Myron или Myro) – скульптор из Элевтер (граница Аттики и Беотии), работавший в Аттике во второй четверти 5 в. до н.э., ученик Агелада из Аргоса.
Создавая свои произведения из бронзы, Мирон приобрел наибольшую статуями атлетов-победителей. Имя атлета, изображенного в Дискоболе не сохранилось, как не сохранилось и подлинное творение Мирона, вероятно, погибшее во времена средневековья. До нашего времени дошло несколько мраморных римских копий, но сохранность этих повторений – различна. Известна копия Дискобола из Палаццо Ланчеллотти-Массими в Риме, найденная на Эсквилинском холме в 1781, сейчас хранится в Национальном музее в Риме. Копия торса Дискобола, найденная в Кастель Порциано в 1906, находится в Национальном музее Терм в Риме. Другие копии хранятся в Ватиканском, Британском музеях, в Каза Буонарроти во Флоренции (рука с диском), в музеях Берлина и Базеля (головы атлета).
Скульптура представляет собой прекрасного юношу. Его фигуру пронизывает напряжение: он показан в сложном движении, в момент, когда все свои силы он вкладывает в бросок диска – это кульминационная точка движения. Несмотря на сложность движения, в статуе доминирует ощущение устойчивости.
Великий скульптор Мирон., работавший в середине V в в Афинах, создал статую, оказавшую огромное влияние на развитие изобразительного искусства. Это его бронзовый 'Дискобол', известный нам по нескольким римским копиям, настолько поврежденным, что лишь их совокупность позволила как-то воссоздать утраченный образ.
Статуя «Дискобол» дошла до наших дней в нескольких различных
по качеству исполнения римских копиях. Одна из хорошо сохранившихся мраморных копий из палаццо Ланчелотти сейчас находится в римском музее Терм. Там же находится и прекрасный торс «Дискобола», слепок с которого послужил основой для удачной реконструкции этого прославленного произведения древности.
В новейшее время был произведен любопытный опыт восстановления первоначального вида статуи. Слепок с найденного в Castel Porziano в 1906-м году хорошего, но плохо сохранившегося, экземпляра был дополнен при помощи слепков: с головы экземпляра Lancelotti, с правой руки повторения в Casa Buonarotti во Флоренции, и со ступней ног статуи Британского музея в Лондоне. На скомбинированном таким образом полном экземпляре были удалены подпоры, а вся фигура покрыта краской цвета патинированной бронзы. Получился поразительный результат: впечатление несравненно более цельное и живое, чем на любом мраморном экземпляре, и безусловно более близкое к первоначальному виду знаменитой статуи.
Принято считать, что в этой статуе изображен победитель на состязаниях в метании диска. Так писали Плиний, Лукиан, Квинтиллиан.Однако у римского писателя Филострата Старшего, повествующего о картинах знаменитых художников, есть почти точное описание фигуры юноши дискобола в сцене состязания Аполлона, мечущего диск, и случайно убившего им своего друга Гиацинта. Этот текст дает некоторым исследователям повод к предположению — не является ли статуя «Дискобол» изображением бога Аполлона, хотя остальные древние авторы и называют его просто «Дискоболом».
Дискобол показан обнаженным, так как на Олимпийских играх юноши состязались без одежд. Это вошло в обычай после памятного случая, когда, согласно преданию, один бегун, чтобы опередить соперников, сбросил с себя одежды и победил. Скульптор создал «Дискобола» бронзовым. Мирону не было необходимости вводить уничтожающие впечатление легкости и естественности подпорки под руками, у ног и между пальцами рук, которые обычно использовали скульпторы того времени для придания прочности мраморным копиям. Помимо прочности бронза обладала ещё одним ценным качеством. В статуях атлетов она сообщала памятникам восхищавшую современников жизненность: ее темно-золотистый цвет хорошо передавал обнаженную загорелую кожу.
Метание диска как вид в современное время было решено возродить на первых олимпийских играх в Афинах (1896 г.). Тогда ещё не было ясного представления о технике и решили провести соревнования в греческом стиле. В 1908 году на Олимпиаде в Лондоне соревнования провели в двух стилях: греческом и вольном (близком к современному). Вольный стиль выиграл по дальности и в дальнейшем началось совершенствование стиля при котором в начальном положении вращение диска происходит в горизонтальной плоскости Первоначально метали с возвышения, как древние греки, далее перешли в сектор для толкания ядра. Однако размеры сектора были малы и с 1910 года IAAF увеличила размеры сектора для метания диска до 2.5 метров. |
|
Ключевые слова: |
Петергоф, Петродворец, Большой_каскад, скульптура, статуя, Дискобол |
Дата: |
2012.06.21 15:56 |
Просмотров: |
40483 |
Скачиваний: |
0 |
Оценка: |
0.00 (0 Голосов) |
Размер файла: |
131.2 KB |
|