На главную / Поиск / Венера Каллипига. Скульптура Большого каскада в Петродворце.
Венера Каллипига. Скульптура Большого каскада в Петродворце.
|
Венера Каллипига. Скульптура Большого каскада в Петродворце. |
Описание: |
Перейти на План-схему Большого каскада
Венера Каллипига , скульптура Большого каскада Петродворца является копией одной из античных мраморных статуй Венеры, найденной в Золотом доме Нерона и перешедшей из собрания герцогов Фарнезе в Национальный археологический музей Неаполя, в котором она хранится и до настоящего времени.
Венера Каллипига
Археологи видят в ней произведение новоаттической школы. Богиня изображена в ней одетой в длинную тунику, подол которой она с грациозным движением подобрала вверх и правой рукой придерживает у своей груди, а левой подняла в уровень с головой, таким образом, что вся нижняя часть её туловища и ноги представляются совершенно обнажёнными. По свидетельству Афинея, эта статуя — подражание изваянию, находившемуся в Сиракузах и посвященному Венере некоей молодой женщиной, превзошедшей на состязании красоты свою сестру.
В. Соковнин (ироническое эссе)
Афродита Каллипига (прекраснозадая) - эротический идеал мужчин Древней Греции и Рима
Интерес человечества к телесной красоте и сексуальности во все эпохи был возвышенно-романтическим. Красота и обаяние вызывали притяжение, симпатию, воспевались в мифологии всех этносов, а затем в поэзии и литературе. Высшего своего преклонения перед красотой тела, ее колдовским очарованием достигли, по-видимому, древние греки с их культом гармонии и совершенства. Площади греческих городов украшали статуи обнаженных и полуобнаженных мужских и женских тел. Даже та частица статуй, которая дошла до наших дней - Венера Милосская, Аполлон Бельведерский, Дискобол, Артемида Охотница - продолжают восхищать человечество. Можно представить себе великолепие древнегреческих площадей с этими многочисленными прекрасными творениями. Древние греки действительно не просто преклонялись перед красотой, они жили среди красоты, оттачивая свой художественный взгляд на мир, свой вкус. И они не были лишены иронии и юмора даже в таком высоком искусстве, каким во все времена было искусство скульптуры (каковое отношение к скульптуре они и создали). Свидетельством тому может служить статуя, получившая в искусствоведении название «Венера Каллипига» (Венера Прекраснозадая). Логично допустить, что дошедшая до нас «Каллипига» (см. на фото) конечно же существовала не в единственном экземпляре и была, по всей очевидности, чудесным дополнением к другим статуям богинь. Поэтому основную часть имеющихся в Риме произведений искусства составляли копии с греческих оригиналов. Украшали они и Золотой дворец императора Нерона, поражавший Рим своими гигантскими размерами. Среди многочисленных статуй, украшавших дворец, была и римская копия знаменитой Афродиты Каллипиги (ее-то и назвали «Венерой Каллипигой»). Именно там, в руинах, она и была найдена во время раскопок. Статуя была отправлена в частное собрание герцогов Фарнезе, а позже оказалась в Национальном музее Неаполя.
О том, что у древних греков было особое, и по всей вероятности, художественно-сексуальное отношение к «прекраснозадым» современницам - это и привело к тому, что этой части тела они стали посвящать даже скульптуры, то есть публично-зафиксированное поклонение в «музыке камня», - можно почерпнуть и из других источников. Так, письменность донесла до нас историю двух сестер из Сиракуз, имевших чудные ягодицы. Между ними шел горячий спор, в котором участвовал и весь город: чьи ягодицы красивее? В конце концов было придумано отдать решение этой животрепещущей проблемы на суд постороннего мужчины «со свежим взглядом». Сестры пришли в порт к прибытию очередного корабля, выбрали симпатичного молодого мужчину и обратились к нему с просьбой разрешить спор. Когда они обнажили свои прекрасные зады, мужчина обомлел, долго не мог отдать кому-то из сестер предпочтение, но в конце концов все же выбрал прелести старшей. Да тут же в нее и влюбился! Подыскали жениха и младшей сестре, и город в ознаменование решения по столь трудному состязанию выдал обеим сестрам приличное приданное, которое позволило им разбогатеть. На полученные доходы сестры возвели храм Афродите Каллипиге (Фукс Э. Erotica. Галантный век: пиршество страсти. М.: Диадема-Пресс, 2001, 169-171). Вряд ли у другого народа найдется столь иронично-поэтический сюжет, возводящий в культ поклонения заднюю часть женского тела. Но таковы были греки, эти «дети человечества» - искренние и жизнерадостные во всем.
Есть и еще одно подтверждение этого культа. В древнегреческих полисах проводили не только атлетические состязания, венцом которых были Олимпийские игры, но и конкурсы красоты, в том числе и красоты «каллипиг». Скорее всего, только поэтому и мог возникнуть сюжет с прекраснозадыми сестрами.
Как и три других сюжета, два из которых дали пищу психиатрам.
Один из них - миф о Пигмалионе. Юноша Пигмалион изваял статую Галатеи и… влюбился в нее. Он так умолял богов сжалиться и оживить статую, что богиня любви Афродита снизошла к стенаниям юного скульптора и вдохнула в бронзу живой дух. Мужчина-творец и созданная им прекрасная женщина. Вспомним «Пигмалиона» Б. Шоу. В современной психиатрии вожделение мужчин к статуям стали называть пигмалионизмом. При созерцании или прикосновениях к статуе половое возбуждение у пигмалиониста несравнимо ярче, чем при обычном половом контакте с женщиной во плоти.
Второй сюжет менее поэтичен, хотя тоже связан с красотой статуи Афродиты. Прелесть стояла на площадях и в храмах древнегреческих городов и ублажала, тренировала мужской глаз гораздо значительнее современной порнографии. Статуя Афродиты стала настолько желанной для грека по имени Клеон, что тот пробрался ночью в храм и извращенно «изнасиловал» богиню, за что и поплатился. Греки к богиням своим относились хоть и с легким юмором, но со святым уважением. Клеона за столь неприличное обращение со скульптурой Афродиты изгнали из города.
Какое-то особое, граничащее с божественным, преклонение древних греков перед красотой женского тела, подтверждает еще одна дошедшая до наших дней легенда. Любовницу великого скульптора Праксителя несравненную гетеру Фрину, с которой он изваял знаменитую Афродиту Книдскую, обвинили в безбожии и она предстала перед судом. На суде произошло невероятное: когда защитник Гиперид уже отчаялся спасти Фрину, богиня Афродита нашептала ему на ухо раздеть афинянку. Гиперид скинул с Фрины одежды и судьи были настолько ошеломлены совершенным телом гетеры, что оправдали ее. Вот что значит культ тела!
Но, конечно же, не одни древние греки были столь наблюдательны и сластолюбивы. Гораций, - а это поэт цивилизованного Рима начала новой эры, - советуя другу Керинфу как выбирать женщину для любви, ехидничает и предлагает приглядываться к телесным несовершенствам, которые могут быть искусно скрыты под одеянием:
Право, у женщины той, что блестит в жемчугах и смарагдах
(Как ни любуйся, Керинф!), не бывают ведь бедра нежнее,
Ноги стройней; у блудниц они часто бывают красивей;
Ты на уродства взирай: «О ручки, о ножки!..» Но с задом
Тощим, носатая, с тальей короткой, с большою ступнею…
(Римская сатира. М.: Худ. лит., 1957)
Ну не нравились Горацию женщины с «тощим задом», вот привереда!
Вряд ли найдется хоть один народ в человеческой истории, который обошел бы своим романтическим вниманием эту замечательную часть женского тела.
Вот Восток. Не один раз Шехерезада в «Тысяче и одной ночи» останавливает взгляд на этой части женского тела. Влюбленный царевич Ардешир посмотрел на возлюбленную и увидел, что «она издает стоны, от которых расплавится камень, и плачет слезами, подобными дождю, и он потонул от любви в море бедствий и произнес» стихи, в которых есть и такие строки:
Твой стан - точно ветвь, когда гнется она.
Коль северный ветер ее закачает.
…………………………………………..
Твой стан изнурен отягчающим задом -
Ведь тяжек он так, а твой стан легковесен…
Очень метко сказано -- «тяжек»! Соединение легковесной гибкой талии и отягощающего ее зада в прелестную игуру, вызывающую любование царевича. Восток - дело тонкое...
Но в воспевании задних прелестей имелись и продолжают существовать вариации.
В 1804 году натуралисты Перон и Лессер прибыли в Южную Африку проводить исследования здешних готтентотских племен в районе мыса Доброй Надежды. В своих дневниках они описали особенность, которой обладали местные женщины - фантастическая гипертрофия ягодиц, достигавших чрезвычайно больших размеров. Самые большие женские ягодицы отмечаются у готтентотов, бушменов и некоторых других африканских племeн. У белых женщин такие ягодицы встречаются крайне редко. В самом развитом состоянии каждая ягодица может иметь в ширину 60-90 см. Эта аномалия известна сегодня среди специалистов как стеатопигия, или «готтентотские ягодицы». Чем ярче была выражена эта особенность, тем большей популярностью такая женщина пользовалась у тамошних мужчин. Готтентотка Баартман родилась в 1789 году в Южной Африке. В 1810 году ее заметил британский корабельный врач Уильям Данлоп: его привлекли сильно развитые ягодицы и гениталии африканки. Врач привез ее в Европу и успешно показывал за деньги. Баартман получила прозвище «Готтентотская Венера». После смерти части ее тела, а также скелет, были выставлены на обозрение в парижском музее. Теперь ее останки по настоянию правительства ЮАР вернулись в Африку и покоятся в родной земле.
Вы думаете, стрелы Амура - это всего лишь метафора из мифологии древних греков? А вот у африканских бушменов жених обязан собственноручно изготовить стрелу Любви и запустить ее как можно точнее в очаровательную попку невесты, иначе можешь получить от ворот поворот. Таков у бушменов свадебный обычай. Именно в ягодицы и никуда больше!
Примером изменения традиционных взглядов на женскую «филейную» часть может служить отношение к жен-ской полноте у народов островов Фиджи, основным критерием красоты женщины которых веками служили ее габариты. Вековая традиция - чем больше, тем красивее - в последние годы однако стала меняться. И если раньше девочек специально «откармливали», чтобы они были в «хорошем теле», - девушки не могли рассчитывать на внимание поклонников, если весили меньше 130 кг, - то в последнее время мужчины смирились и стали менять вку-сы. Кстати, подвигнули их к этому сами женщины. Всемирная мода на 90-60-90 коснулась и психологии женщин этих народов: они осознали, что быть стройной гораздо удобнее во всех отношениях. Разумеется, в осознание этой полезности добавили свою лепту врачи, объясняя, что «соблазнительная полнота» укорачивает женщинам жизнь в среднем на 10 лет в связи с болезнями, сопутствующими ожирению, - высоким давлением, сердечно-сосудистыми заболеваниями и диабетом. Кажется, и мужчины поняли, что значительно прекраснее в женской телесности древнегреческое «все в меру» и «все на месте». Как у «Афродиты Каллипиги».
Но почему так притягивает мужской взор эта часть женского тела?
Очевидно, упругие, развитые ягодицы создают, во-первых, телесную гармонию, а, кроме того, - и быть может это еще важнее! - свидетельствуют о телесном здоровье и, следовательно, о высокой способности такой женщины к воспроизводству рода. Поэтому народное «есть за что подержаться» наличествует в фольклоре всех народов как очень высокая мужская оценка женских телесных достоинств. Можно сказать без всякого преувеличения, что упругость, округлая форма и достаточная величина ягодиц являются для большинства мужчин сексуальной доминантой, фасциной, очаровывающей и влюбляющей безотчетно, подсознательно. У некоторых мужчин погоня за «Каллипигой» становится чуть ли не манией.
Эдуард Фукс в своей «Истории эротики» уделил много внимания тому, как публично демонстрировалось и воспринималось человеческое тело, в особенности женское, в разные исторические эпохи в Европе (Ренессанс, галантный век, буржуазный век). Он констатировал бесспорный факт фасцинативности как тела в целом (всегда особым образом «организованного» и продемонстрированного!), так и отдельных его повышенно фасцинативных частей. Бедра и ягодицы всегда были предметом особого мужского внимания и потому женщины включали эти части тела в сексуально-фасцинирующий язык кокетства и флирта. Само собой разумеется, что не обошла своим утонченным вниманием замечательную женскую фасцину и живопись: что ни Венера, Диана, Леда или Нимфа, не говоря уж о Грациях, то и изумительные ягодицы. Насколько они удавались кисти художника. Так, мастером изображения филейной части был художник XIX столетия француз М. Буше. Множество фавориток короля и его приближенных были им изображены именно с заднего плана. Причем некоторые по нескольку раз - с нюансировкой. Живописцы той эпохи, умеющие изобразить «эту часть» тела, пользовались огромной популярностью, им заказывали картины все придворные донжуаны.
Забавное признание опубликовал не так давно известный кинорежиссер Андрей Кончаловский. Вспоминая молодые годы, он признается: «У меня это плохо получается - знакомиться на улице, но что-то просто толкает тебя идти следом, когда видишь манящий рельеф фигуры, особенно сзади (выделено мной - В.С.). Она идет так красиво, Боже мой, как красиво! Наступает состоя-ние обреченности. Думаешь: «Сейчас я подойду к ней, буду говорить какие-то глупые слова, она пошлет подальше, да еще зло пошлет». Масса бессмысленных, детских обрывков мыслей проносится в голове, пока шагаешь следом за ней, готовишься неловко сказать: «Извините, пожалуйста...» И вдруг она оборачивается, ты видишь вполне непривлекательный фасад, посредственное малоприятное лицо - и вместо всего приготовленного говоришь: «Извините, я ошибся». Вот такой любитель «пристроиться зайти сзади»! Очень искреннее признание, в стиле древних греков! Которое могли бы, наверное, сделать почти все мужчины России и земного шара…
А в последние годы женщины вдруг остро осознав замечательное, сводящее с ума назначение своих ягодиц в общении с сильным полом, бросились от погони за «желанной для мужчин большой грудью» (образец - Памела Андерсон) в погоню за «попками, как у Дженнифер Лопес». В США эта попка настолько полюбилась и стала символом сексапильности, что началась массовая коррек-ция своих ягодиц женщинами всех возрастов и сословий. Понятно, что в ход пошла… пластическая хирургия, и представителям этой профессии надо срочно поставить статую «Дженнифер Каллипига» у своих кабинетов, как делали древние греки на площадях своих городов с Афродитой.
Кстати, можно в связи с этой становящейся всемирной модой вспомнить один забавный русский деревенский обычай. В деревнях девицу, собирающуюся замуж, проверяли на «крепость зада» весьма оригинальным способом: на табуретку клали грецкие орехи, и если девица, сев на них, раскалывала скорлупу, значит «пора». Надежный критерий! Вряд ли выдержали бы такой экзамен многие современные девушки.
В Интернете, на множестве сайтов, посвященных женской наготе, уйма «лучших попок». Значит ценители есть? А может быть пришла пора возобновить конкурсы красоты ягодиц, как делали древние греки? Ведь каждодневный, многовековой конкурс задних женских прелестей в живой жизни не прекращается ни на секунду. Присмотритесь, как стреляют мужчины глазами. Кто украдкой, а кто и нагловато устремив свой мужественный взор туда, куда смотреть открыто неприлично в культурном обществе…
А вот забавная легенда о римском папе Бонифации VIII (XIII век), который первым в истории человечества запретил католикам любой пирсинг. Согласно легенде у папы был перстень с огромным изумрудом, который он подолгу рас-сматривал. Уже после смерти изумленные служители Ватикана увидели в изумруде изуми-тельную Каллипигу. Римский папа, глава католиков-христиан и ... Каллипига.
Другая легенда - и тоже о римском папе и Каллипиге - связана с именем папы Александра VI Борджиа, того самого сластолюбца, который, если верить сплетням и слухам того времени, сожительствовал с собственной дочерью красавицей Лукрецией. Каллипигу на огромном изумруде вырезал ему один знаменитый ювелир, поместив изумруд в крест: папа крестил прихожан ... Каллипигой! |
|
Ключевые слова: |
Петродворец, Петергоф, скульптура, статуя, Большой_каскад, Венера, Каллипига |
Дата: |
2012.06.21 01:28 |
Просмотров: |
37383 |
Скачиваний: |
0 |
Оценка: |
0.00 (0 Голосов) |
Размер файла: |
66.7 KB |
Автор: |
Комментарий: |
2012.10.15 12:05
|
|
|