Описание: |
Камин золотой гостиной Эрмитажа.
Золотая гостиная - один из самых роскошных интерьеров Зимнего дворца. Интерьер парадной гостиной в апартаментах императрицы Марии Александровны, супруги императора Александра II, был создан архитектором А.П.Брюлловым после пожара Зимнего дворца 1837 г.
Обильная позолота покрывает сложный лепной декор коробового свода, двери, великолепные резные карнизы с вензелями Марии Александровны и орнаменты стен (сплошное золочение стен было выполнено позднее). Камин с мозаичным панно Джоаккино Ринальди «Руины Пестума», обрамление зеркала яшмовыми колоннами, золоченые бронзовые люстры причудливого рисунка, дополняли убранство парадной гостиной императрицы. Занавеси и обивка мебели первоначально были пунцового цвета. Более поздние редакции оформления гостиной, выполненные А.И. Штакеншнейдером в 60-е гг. и В.А. Шрайбером в конце 1860-х и 70-х гг. существенно не изменили ее облик. Вероятно, именно Шрайбер вызолотил полностью стены помещения. После реставрации 1961 года зал заново позолотили, пунцовый штоф заменили голубым, точно повторяющим прежний узор.
Сделанные по рисункам А.И.Штакеншнейдера кресла с голубой обивкой и такого же цвета шторы должны были, по замыслу архитектора, сообщить некоторый уют перенасыщенному позолотой интерьеру.
Потолок зала украшает золоченый лепной орнамент. Отделка этого зала, по замыслу архитектора, должна была перекликаться с главной гостиной императрицы Александры Федоровны (жены Николая I) – Малахитовой, которую в XIX в. тоже называли Золотой. В Золотой гостиной Марии Александровны первоначально стены и свод были покрыты белым искусственным мрамором, а позолотой выделен лишь тонкий лепной орнамент. Мебель была «сплошь вызолоченной»; панели окрашены под «ляпис-лазурь», имитируя полудрагоценный камень ярко-синего цвета. Убранство зала дополнял мраморный камин с барельефом и обрамленный яшмовыми колоннами мозаичной картиной. Украшением служили и вызолоченные двери с резными украшениями.
Еще во времена античности в Риме широко распространенными были оригинальные напольные светильники. Они представляли собой специальные треножники с чашами, наполненными горючим веществом. Достаточно часто в чаши наливались разнообразные ароматические добавки. Со временем горючее вещество было заменено свечами. Так, появился такой вид подсвечника как канделябр.
Канделябры в отличие от древних треножников, имели лишь одну опору, расширявшуюся у основания. В разные времена напольные канделябры называли шандалами. Они представляли собой высокие подсвечники с подставкой со специальными разветвлениями для нескольких свечей.
Самые древние канделябры такого типа были созданы еще в седьмом-шестом веке до нашей эры. Они имели достаточно массивное основание, изготовленное в виде львиных лап. Сам подсвечник имел форму женской или мужской фигуры, закутанной в покрывало. Существовали также канделябры в виде вазы.
Названия «шандал», «шендан» или «шандан» применялись в старину к подсвечнику-подставке на несколько свечей. При отсутствии электрического освещения такие большие подсвечники были самым важным элементом интерьера. Подобные канделябры вместе с другими предметами формировали художественное убранство, облик и особую атмосферу в помещении. Канделябры могли быть настенными, стоячими или столовыми. Последние часто входили в состав столовых сервизов.
Стенные подсвечники в семнадцатом столетии были настоящей редкостью. Их можно было увидеть только в царском быту, да еще и в парадных случаях. Как правило, их изготавливали только заграничные мастера и поставлялись царям в качестве даров от иностранных послов. В это время самыми распространенными канделябрами были подсвечники в виде аллегорических или мифологических фигур.
В восемнадцатом веке стали появляться жирандоли, представлявшие собой большие фигурные канделябры для нескольких свечей, изготовленные из хрусталя. В середине века жирандоли получили грушевидную форму и убор в виде розеток, листьев и звезд. Такие канделябры нередко украшались хрустальными гирляндами, бронзовыми бусами, и полудрагоценными или драгоценными камнями. Основание жирандолей иногда выполнялось в виде вазы на специальной подставке.
В конце восемнадцатого и начале девятнадцатого века широко распространенными стали подсвечники, изготовленные из бронзы с малахитом, золоченой художественной бронзы, платиновой бронзы, эмали, камня, меди, дерева или хрусталя. В интерьерах жилищ использовались разнообразные канделябры: подсвечники для зеркал, напольные подсвечники или канделябры, входившие в состав письменных приборов. Формы, размеры и художественное оформление канделябров всегда отображали особенности определенной эпохи и культуры |
|