Панорама внутри Спаса-на-Крови |
Описание: |
Собор Воскресения Христова ("Спас на крови" или Воскресенский) 1883-1907 гг., арх. Парланд А.А.
Воздвигнут на месте, где 1 марта 1881 г. был смертельно ранен император Александр II народовольцем Гриневицким.
Закладка здания состоялась 18 октября 1883 года. Первый камень положил сын убитого государя, новый император — Александр III. Руководство строительством император повелел своему брату — великому князю Владимиру Александровичу. Великий князь являлся президентом Академии художеств. Спас-на-крови был создан в русском стиле, по образу московского собора Василия Блаженного, украшен мозаичными панно, выполненными по рисункам В.М. Васнецова и других художников. Общая площадь мозаик составляет 7050 кв. м.
Русское слово «орнамент» происходит от латинского «украшение». Орнамент – это уникальный мир особых художественных образов.
В христианстве орнаментальная символика изначально имела очень важное значение, поскольку ее скрытый смысл понимали только посвященные, уверовавшие в Господа Иисуса Христа. Это помогало первым христианам сохранять тайну своей Веры в окружении язычников и отчасти избегать гонений. Постепенно орнамент в христианстве становится более декоративным, но при этом сохраняет свою смысловую нагрузку.
Орнаментика живо реагирует на стилевые и архитектурные особенности христианского храма. И, поскольку храм Воскресения Христова (Спас на крови) возведен в русском стиле, в этом же направлении выдержано его орнаментальное убранство.
Русский стиль интегрирует в себе мотивы различных стилевых направлений, но при этом сохраняет свой самобытный характер и подтверждает многообразие русской культуры. На его развитие оказали влияние связи Древней Руси с Византийской империей, откуда в X в. и пришла христианская вера, а также с мусульманскими государствами Востока. Благодаря этому орнаментальные символы русских храмов наделены не одним, а несколькими значениями, которые должны трактоваться в контексте каждого конкретного орнамента.
Орнамент, создающий художественный образ центральной части храма, выполнен по законам симметрии и представляет собой бордюр, не только отделяющий мозаичные изображения друг от друга, но и объединяющий их в одно художественное целое. Здесь можно увидеть и геометрический и растительный орнаменты. Поражает их разнообразие – нигде не встречается полное повторение рисунка. Круг в орнаменте имеет древнюю мифологическую основу, одно из значений которой – символ небесного, символ духа. Четырехугольник – знак земного, треугольник – символический образ Всевышнего.
Над сохранившимися в неприкосновенности фрагментами набережной — части ограды, плит тротуара, мостовой, на которую упал император, сооружена специальная сень. Высота самого высокого купола собора — 81 метр.
В 1908 году рядом была освящена Иверская часовня. В 1923 году Спас-на-крови стал кафедральным собором.
Уникальная ограда Михайловского сада окружает храм
В 1930 году собор закрыли. Его планировалось снести как не представляющий ни исторической, ни художественной ценности. С 1930х годов здание стало использоваться как склад, в результате оно сильно пострадало. В 1941–1942 годах сюда свозили тела погибших во время блокады Ленинграда. После Великой Отечественной войны храм использовался для хранения декораций Малого Оперного театра.
В 1970 году собор передали в качестве филиала музею «Исаакиевский собор» . С 1977 по 1991 год храм реставрировался, всё это время он стоял в строительных лесах. В связи с этим возникли истории, схожие с разговорами о строительных лесах Исаакиевского собора . Говорили что леса стоят до тех пор, пока стоит советская власть. Разобрали их незадолго до августовских событий в Москве в 1991 году. Открыт для посетителей собор был 19 августа 1997 года. |
|
Ключевые слова: |
панорама, мозаика |
Дата: |
2012.02.01 00:03 |
Просмотров: |
56522 |
Скачиваний: |
0 |
Оценка: |
5.00 (1 Голосов) |
Размер файла: |
196.0 KB |
|